В центре Балкан расположена Македония, которая в настоящее время является составной частью нескольких государств. Крупнейшим городом Древней Македонии была Эдесса.
Македония была населена еще в глубокой древности. Племена, проживавшие на ее территории, не являлись греческими, хотя географическая близость к Греции предопределила большое взаимовлияние этих двух стран. Древние македонцы были фракийского происхождения. Заметим, что фракийский язык, наряду с фригийским (ныне мертвые языки) являются самыми родственными армянскому.
Македонцы составили значительную часть войска Александра Македонского, выдающегося стратега. В результате его триумфальных походов образовалась колоссальная держава от Балкан до Индии. Однако, после смерти полководца, начался распад созданной им империи на отдельные государства: собственно Македония, державы Птолемеев и Селевкидов. Последнее государство основал Селевк, один из телохранителей Александра. Под его властью находились Северная Сирия и большая часть Малой Азии. Селевку не удалось захватить Армению, царь которой Ерванд успешно отразил все его нападения.
Селевк и его наследники построили 70 городов. Некоторые из них быстро исчезли, но другим было суждено дойти до наших дней. К числу последних относилась Эдесса), которую в 302 г, до н. э. основал Селевк в Северной Месопотамии, на месте ранее существовавшего поселения. Город был назван в честь македонской Эдессы. Местное наименование Эдессы на арамейском языке было Урхаи. Это название впоследствии использовалось довольно часто, в том числе и в средневековой Армении. В немного измененном виде это название носит город и сегодня — Урфа (в современной Турции).
Но когда все же Эдесса приобрела свое армянское лицо? Здесь не может быть однозначного ответа. С учетом того, что этногенез (формирование народа) армян происходил и на территории, где располагалась древняя Урхаи, можно предположить, что они проживали в этой местности задолго до основания города Селевком. Достаточно вспомнить, что еще во II тыс. до н. э. на этой территории хурритами, которые вместе с другими племенами составили армянский народ, было создано государство Митанни со столицей в Вашшугане.
Более осязаемым временем заселения Эдессы армянами можно считать I в. до н. а, когда город вошел в державу Тиграна II Великого. К этому времени Эдесса становится центром Осроэнского царства, которое вошло н состав возвысившейся во II веке до нашей эры Парфии. В Северной Месопотамии столкнулись интересы Парфии и Армении, также бывшей могущественным государством Передней Азии. Настолько могущественным, что потерпевший поражение от Рима правитель Карфагена Ганнибал нашел пристанище у армянского царя Арташеса I. После Арташеса в Армении царствовали один за другим два его сына — Артавазд и Титан I, в правление которых начались ожесточенные войны с Парфией за преобладание в Передней Азии.
В одном из сражений парфяне взяли в заложники племянника Артавазда Тиграна, которого вскоре отпустили, получив в качестве выкупа обширную область на юго-востоке Армении. Выпущенный заложник вскоре стал царем Армении Тиграном II (95—55 гг. до н.э.). Тигран II превратил Армению в могущественную державу того времени. Некоторые страны присоединились к державе Тиграна добровольно. Так, в Сирии, как свидетельствует римский историк Юстин, «все сошлись на кандидатуре Тиграна... Будучи приглашенным занять престол Сирии, Тигран в течение 17 лет правил в полном спокойствии; он не мешал другом войнами и никто его не тревожил, так что воевать не было необходимости».
Область Осроэна вместе с Эдессой стала практически внутренней провинцией армянской державы. От Эдессы до новой столицы Тигранакерта теперь было значительно ближе, чем от последнего до Араратской долины, где остались все древние центры Армении. В годы царствования Тиграна Великого Эдесса из второстепенного города превратилась в крупнейший центр ремесла и торговли. Армянское население города значительно возросло.
На рубеже новой эры Эдесса становится полунезависимой провинцией Римской империи. Восстания против римского правления происходили неоднократно. Так, попытавшаяся в очередной раз добиться полной независимости Эдесса подверглась в 116 году нашей эры большим разрушениям со стороны войск римского императора Траяна. В 216 году император Каракалла окончательно ликвидировал полусамостоятельное существование Эдессы, свергнув последнего царя Осроэны Абгара IX. Особая жестокость в отношении Эдессы была обусловлена неприятием христианства римскими императорами того времени. Ведь при царях династии Абгаров христианство приобрело в Эдессе официальный статус. Первый Абгар принял христианство от апостола Фаддея. Послушаем, что об этом повествует «отец армянской истории» Мовсес Хоренаци (V в.): «Абгар, сын Аршама, — писал он, — именовался «аваг айр» из-за своей необычайной скромности и мудрости, а потом также из-за возраста. Греки и сирийцы, не умея правильно произнести это имя, наименовали его Абгарос. Во второй год его царствования вся Армянская страна полностью стала данницей римлян, ибо, как говорится в Евангелии от Луки, императором Августом был издан приказ совершить перепись по всей вселенной. Около этого времени родился наш Спаситель Иисус Христос, Сын Божий». Мовсес Хоренаци основателем Эдессы называет первого Абгара, «который строит город на том месте, где сторожевой полк армян в свое время охранял Евфрат от Кассия».
Больной Абгар отправляет послание к Спасителю с предложением прибыть в Эдессу. В нем он писал: «Слышал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих». На это приглашение Абгара по приказанию Спасителя апостол Фома написал ответ: «Блажен, кто верует в меня, не видевши меня. Ибо написано обо мне: видящие Меня не уверуют в меня, не видящие — уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал — прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, Тктр меня послал. Когда же вознесусь — пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал тебе и присным твоим».
После вознесения Спасителя апостол Фаддей (по-армянски Тадевос) прибыл в Эдессу. «И уверовали все, и крестились самАбгар и весь город... Хотя никого не принуждали к принятию веры, число уверовавших с каждым .днем умножалось».
Апостол Фаддей крестит некоего мастера и, дав ему имя Аддэ, рукополагает духовным главой Эдессы. Сим же отправляется дальше, в Армению. Эдесса становится крупнейшим центром распространения христианства и просвещения. Выдающиеся историки того времени черпали сведения для своих трудов из всемирно известного архива Эдессы. Здесь переводились на армянский язык произведения выдающихся философов и теологов мира.
Много раз Эдесса становилась яблоком рачдора между великими державами: Римом, Ираном, Византией. В 40 году город завоевали арабы, которые правили ею до 944 года, когда их вновь сменила Византия. Византийские императоры, среди которых было немало армянского происхождения, делают Эдессу центром административного округа. В начале XI века небо Эдессы покрылось черными тучами. К городу приблизился враг, жестокость которого мир ранее не испытывал Армянский историк Матфей Эдесский (Маттеос Урхаеци) писал в своей книге «Хронография»: «Когда армянское исчисление достигло 465 года (1016), проснулся страшный гнев божий и излился на весь христианский народ и на поклоняющихся снятому Кресту, ибо пробудился губительный вишап (дракон В. AJ и своим смертоносным огнем поразил верующих во Христе. Это первый выход кровожадных зверей. В эти дни сос тавлялась рать из племени неверных, которые зовутся турками, и они вступили в Армянскую страну... безжалостно пепеГшли верующих во Христа!».
Не раз враг пытался овладеть Эдессой. Но город выстоял. В конце XI века, когда правителем Эдессы был армянский князь Торос Курапалат, начались крестовые походы европейских королей за освобождение христианских святынь. Один из отрядов крестоносцев, возглавляемый Балдуином Фландрским, был приглашен Торосом в Эдессу для совместной борьбы с турками. Но так как Балдуину был нужен не союз, а город, то вскоре Торос был убит. Воцарение в Эдессе Балдуина положило началу первому и самому крупному государству крестоносцев на Ближнем Востоке — графству Эдесскому. Впрочем, это не отразилось на жизни 47-тысячного армянского населения города. Богослужение в церквах велось на армянском и латинском. Сам Балдуин, как свидетельствовал католикос Армении Барсег, очень быстро научился говорить по-армянски.
В годы правления крестоносцев нападения турок не прекращались. В декабре 1144 г. войска сельджукского правителя Имад-ад-Дина Зенги после упорной осады покорили Эдессу и положили конец независимому графству. Французский поэт того времени писал:
Взята Эдесса силой зла,
И христиан кручина ест:
Все храмы сожжены дотла,
Замолкли хор и благовест.
Разрушение города ордами Зенги получило отражение в поэме «Плач об Эдессе» армянского католикоса XII века Нерсеса Шнорали. Падение Эдессы рассматривается им как несчастье, равное потере средневековой столицы Армении Ани. Все попытки французского короля Людовика VII и германского короля Конрада III освободить Эдессу потерпели неудачу. Крестоносцы были разбиты сельджуками.
В 1391 году огромное войско эмира Ленг Тимура до основания разрушило город. Население рассеялось по всему миру. Впоследствии Эдессой правили туркменские эмиры, персы, османские турки. Остается только удивляться жизнеспособности армян, которые восстанавливали город после очередного нашествия. К концу XIX в. армянское население, а его было тогда 35 тысяч, численно преобладало над турками, курдами, арабами и другими жителями. В октябре 1895 г. турецкие воинские части не смогли сломить самооборону армянской части города, продолжавшуюся около двух месяцев. И только обманным путем, разоружив население, интервенты уничтожили десять тысяч человек. В дни геноцида 1915 года армяне Эдессы стояли насмерть...
По преданию, сегодняшние едессийцы являются далекими потомками жителей Великой Эдессы. Но даже если это и не так, то почтим древнюю Эдессу, давшую имя Эдиссии северокавказской...
Волею судеб потомки современных эдиссийцев оказались в Восточном Закавказье, в левобережье Куры. Но и здесь они не получили мирную жизнь. В начале восемнадцатого века появилась надежда на избавление от рабства. Ее вдохнул каспийский поход Петра I (1722—1723). Однако уход русской армии из Закавказья сделал жизнь армянского населения еще более невыносимой. Вот что писали 28 октября 1725 годаармянские крестьяне из Кабалы во главе со своими деревенскими старшинами-кевха в письме к Петру I (уже умершему): «Население наших деревень насильно сделали турками, наши рукописи, книги и церкви сожгли, наших священников истребили. Многие люди были истреблены мечом из-за веры. Теперь днем являемся турками, а ночью становимся армянами, другого выхода не имеем. Наш выход — это ты сам, наша просьба заключается в следующем: ради Христа... отправь войска, освободи нас.., после чего мы все будем среди твоих войск...». Ответ пришел только в конце века.
Акопян В.З. и др.
"Едессия. Страницы истории". Москва, Интер-Весы, 1993