Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и сопредельных стран

Какие народности и племена населяли Армянское нагорье? О древнейшем периоде имеется пока ещё мало сведений. Некоторые общие черты материальной культуры свидетельствуют об этнической общности значительной части населения нагорья уже в IV – III тыс. до н. э. Это были племена субарейцев или хурритов, часть которых в середине III тыс., по‐видимому, мигрировала к берегам Средиземного моря. В ряде местностей этого района археологами обнаружены памятники материальной культуры (в частности, керамические изделия), сходной по форме с культурой племён Армянского нагорья.

Для II тыс. до н. э., благодаря сохранившимся в письменных памятниках свидетельствам, картина племён и народностей, населявших Армянское нагорье и близрасположенные области, существенно проясняется. Южная зона нагорья была населена родственными друг другу хурритскими и урартскими племенами. Хурриты обитали на территории, расположенной от западной излучины Евфрата до озера Ван (страны Алзи, Пурулумзи, Шубриа и др.). Однако основная масса их жила южнее, на территории, простиравшейся от Средиземного моря через северную Месопотамию к Ассирии и Вавилонии. Именно в северной Месопотамии в XVI в, до н. э. хурриты создали своё государство Митанни со столицей Вашшугане. Это государство держало под своим политическим влиянием Ассирию, южную часть Армянского нагорья, страны долины верхнего течения Евфрата и некоторое время играло ведущую роль в Передней Азии. Оно состояло в тесной связи с могущественными государствами этого периода — Вавилонией, Египтом и Хатти (Хеттским царством).

Хурриты создали богатую материальную и духовную культуру и на основе аккадского (вавилоно‐ассирийского) клинописного письма разработали собственную письменность.

Государство Митанни в XIV в. ослабло под ударами Хатти и вскоре подчинилось владычеству усилившейся Ассирии. Бассейн озера Ван и прилегающие к нему с востока земли были населены родственными хурритам урартскими племенами. В XIII в. до н. э. на этих территориях существовал племенной союз Уратри (Уруатри), состоявший из восьми племён. После опустошительных нашествий царя Ассирии Салманасара I (1280 – 1261) союз Уратри распался, и его место занял более мощный племенной союз Наири. Этот союз занимал значительную часть Армянского нагорья, временами простирая свои границы от озера Урмия до долины реки

Чорох. В XI в. союз Наири распадается, и на арену вновь выступает союз Уратри. Западные подступы к Армянскому нагорью — центральные и восточные земли Малой Азии, — уже в конце III — начале II тыс. до н. э. были заселены индоевропейцами — родственными племенами хеттов‐неситов и лувийцев. Эти племена постепенно заняли территорию местных племён хаттов или протохеттов, ассимилировали их и в то же время сами в существенной мере прониклись их культурой. Хеттское государство образовалось раньше хурритского — не позже XVII в. до н. э. — и было более сильным. Оно просуществовало до начала XII в. до н. э.

Хетты также создали богатую культуру, имели свою письменность, сформировавшуюся на базе аккадского клинописного письма. Рабовладение у них было более развито, чем у хурритов, благодаря крепкой военной организации, мощной армии, захватывавшей в войнах большое число пленных.

Государство родственных хеттам лувийцев располагалось в южных районах Малой Азии, однако массы лувийского населения жили также северо‐восточнее этих районов — в странах долины западного течения Евфрата: Куммухе, Мелиде, Ишуве, Сухме и др., расположенных между государством Хатти и Армянским нагорьем. Лувийцы пользовались иероглифической письменностью (так называемые «хеттские иероглифические надписи»).

К северо‐востоку от Хатти, в районах верховий рек Гайл‐гет (Келкит) и Чорох, охватывая также область Высокой Армении в верховьях Евфрата, располагался сильный племенной союз Хайаса, вместе с которым в источниках часто упоминается страна Аззи, вероятно, составная часть Хайасы или её тесный союзник. Объединение Хайаса‐Аззи представляло собой общество на грани образования государства: наряду с вождём здесь всё ещё сохранял свою роль совет старейшин, который иной раз мог действовать и самостоятельно, помимо воли вождя. Основным занятием населения Хайасы‐Аззи было земледелие (включая садоводство) и скотоводство. По языку это население было либо хурритским, либо родственным хеттам и лувийцам. Важным центром Хайасы была Кумаха — позднейший Ани‐Камах в Высокой Армении. В XV – XIV вв. до н. э. хетты многократно сталкивались с Хайасой‐Аззи.

В северной части Армянского нагорья, на территории простиравшейся от озера Севан до района Карса, был расположен большой племенной союз Этиуни, этнически, возможно, родственный хурритам.

В начале XII в. до н. э. из заевфратских областей в юго‐западные районы нагорья, заселённые хурритами, хеттами и лувийцами, мигрируют и оседают здесь группы индоевропейских армяноязычных племён, именуемых в ассирийских клинописных источниках мушку и уруму, в греческих — аримами, а в дальнейшем — арменами.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Top