Территория меликства Джраберд (Чараберд, Чараперт) большей частью располагалась между реками Тартар и Хачен. Свое имя гавар получил от меликской крепости-резиденции Джраберд, ныне находящейся в Мартакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, на обширном скальном массиве на левом берегу реки Тартар и ее притока Трги. Владетелями княжества были Мелик-Исраеляны, другими резиденциями которых были дворец Старого Мохратага и укрепленное поселение Майракахак (Кахакатех).

Мирза Юсуф Нерсесов (Овсеп Нерсисянц), С. Джалалянц, Раффи, Лео и ряд других авторов склонны считать, что Мелик Исраеляны в конце XVII в. переселились в Арцах из сюникских сел Магавуз и Хнацах. По имени основателя меликского рода Мелик-Исраела, жившего в конце XVII в., его потомки стали называться Мелик-Исраелянами. Известны имена четырех его сыновей: мелик Есаи, Алахкули, мелик Адам, Овсепбек и дочь, чье имя пока остается неизвестным.

Раффи, по всей вероятности, ссылаясь на рукописную книгу С. Джалалянца «История страны Алуанк», годом обоснования Мелик-Исраелянов в Джраберде считает 1687 год. Согласно этой книге «Мелик Есаи, сын мелика Исраела из армянского рода Сисаканов, защищая честь сестры, убил главного из ханов Сюника и был вынужден со всем своим родом переселиться в Арцах в 1136 г. армянского летосчисления (1687 г.)». Обосновавшись на лесистых склонах горы Мрав, он постепенно расширил границы своих владений. Мелик Есаи скончался в 1728 г. 

Его наследником стал брат Алахкули, который, по словам Мирзы Юсуфа Нерсесова, «проявил большую храбрость, сражаясь в войсках Надир-шаха против полчищ турецкого военачальника Абдаллаха Кепрулу-оглы, после чего шах повелел называть его не меликом, а Алахкули-султаном». В одной из памятных записей современник сообщает: «В 1198 году армянского летосчисления (1749 г.) предводителем Мараса (Амараса – А.М.) был Гаспар вардапет, а князем Алахкули-султан из Джраберда, армянин по нации и храбрец, победитель врагов, да пошлет ему Господь долгую жизнь и сохранит от всех несчастий». Тем же годом датируется послание Алахкули-султана о назначении некоего Киракоса старостой Арачадзора.

Отважный мелик ошибся только однажды, пригрев на груди змею, – он дал убежище и незначительную должность глашатаю («джарчи») Панаху-Али из кочевого племени дживаншир, осужденному Надир-шахом на отсечение головы в Персии. Впоследствии Панах-Али и его сыновья стали напастью и для самого Алахкули-султана, и для всех меликств Арцаха.

Спустя годы, набрав силу, Панах-Али стал вождем кочевников сарыджаллу, одной из ветвей племени дживаншир. Нарушив клятву, он пленил Алахкули-султана, прибывшего к нему на переговоры, и, подстрекаемый правителем Нахичевана Гейдар-Кули ханом, приказал отрубить ему голову. Вот так Панах «отблагодарил» мелика Джраберда, в свое время спасшего ему жизнь от палачей Надир-шаха. В одной из рукописей Матенадарана можно прочесть: «В году 1198 армянского летосчисления (1749 г.), в сентябре месяце Панах убил мелика Алахкули».

Среди армян Арцаха еще в XIX в. была известна печальная песня, которую, согласно народному преданию, сложил Алахкули-султан в темнице Панах-хана перед своей казнью.

«Скажите Смелому вардапету, пусть придет ко мне, 

Или пусть его убьет, или спасет меня, 

Брат мой Адам, отомсти за меня, 

Жаль, что месть моя осталась вовек».

После этого начались кровавые столкновения меликов Джраберда, Гюлистана и Дизака с ханами племени сарыджаллу, длившиеся много лет с переменным успехом.

Преемником Алахкули-султана стал его брат мелик Адам, который «…с детства был заложником в Дагестане у Хосров-султана и хорошо обучился военным приемам горцев. Его освободил Надир-шах». В «Новой тетради» современники из числа индийских армян представляли мелика Адама как «мудрого и благовоспитанного человека, отважного в войне». А в памятной записи рукописи «История Сюника», датированной 1781 г., он характеризуется как «муж, храбрый сердцем и чрезмерно красноречивый, также и с щедрой дланью по желаниям своим духовнолюбивым к страждущим и нуждающимся». Мелик Адам и гюлистанский мелик Овсеп двадцать лет непрерывно воевали с Панах-ханом и его сыном Ибрагимом.

Об уважении, каким пользовался мелик Адам, свидетельствует грамота Католикоса всех армян Симеона Ереванци, направленная ему в 1771 г.: «От которого придет послание любви, благословения и даров духовных вместе с наищедрейшей милостью и Божественным милосердием и дарованием Святого Места Сошествия на тебя – возлюбленного нашего и верного и благодетельного друга и родимого сына Святого Престола – христолюбивого и в Нем всегда находящего силу, многочтимого и великодушного, благословенного и добродетельного парона Мелик-Адама, хранимого Богом дома твоего и местожительства твоего, во Христе обретших силу сыновей и дочерей, возлюбленных и друзей твоих...».

Могучий владыка княжества Джраберд мелик Адам скончался в 1783 г., в начале июля. Перед смертью, обращаясь к посланнику русского царя, он завещал: «не допустите, чтобы хозяин этих мест – армянский народ – потерял веру…». «На похороны последнего, длившиеся целую неделю, прибыло много народа, в том числе приехал и сын Ибрагим-хана, со свитой в двести человек». Конечно, гости прибыли не столько для того, чтобы отдать дань уважения покойному, сколько для изучения ситуации в стане армян. Тело мелика Адама было захоронено в монастыре апостола Егише. К сожалению, мраморная плита с надгробной надписью не сохранилась. Однако в нашем распоряжении есть утешительные послания Католикоса всех армян Гукаса Карнеци, датированные 17 июлем 1783 г. и адресованные сыну покойного мелику Меджлуму и младшему брату Овсеп-беку. В письме к последнему читаем: «Ибо услышали ныне скорбную весть о смерти преблагородного возлюбленного нашего и брата твоего во Христе почившего парона Мелика Адама, которая воистину стала нам новой болью великой и ввергла в скорбь чрезмерную и печаль прегорькую».

Соболезнуя давнему соратнику покойного мелику Абову, сыну гюлистанского мелика Овсепа, католикос Гукас пишет: «Ныне же услышали и о преставлении ко Христу благородного возлюбленного нашего, заботливого и родимого сына Святого Престола светлой старости и лучезарной души Мелика парона Адама. Воистину великая боль, горечь и скорбь была сердцам нашим. Ибо был он мужем благоразумным и мудрым старцем и как отец утешитель был вам. Вот убыл из дома вашего старец и скорбь великую оставил нам и вам».

Женой мелика Адама была сестра гандзасарского католикоса Ованеса Асан-Джалаляна Камар-султан.

Преемником мелика Адама стал его сын мелик Меджлум. Другой его сын, Исраел, скончался еще в 1776 г., когда мелик Адам и гюлистанский мелик Овсеп находились в Гандзаке. Он был похоронен в южном алтаре местного собора Св. Ованес Мкртич. На надгробии имелась следующая эпитафия:

«Это есть покой Исраела,

Благородного и достохвального,

Подобного праведному Авелю, И сына Мелика Атама.

В восемнадцать лет

Жизнь обретает полную даров непреходящих

В год 1225 (1776) 15 мая».

Жизнь мелика Меджлума прошла за пределами меликства Джраберд в борьбе против Ибрагим-хана и в поисках союзников. В письме арцахских меликов генералу Павлу Потемкину от 5 июля 1783 г. читаем: «Елико же касается до предписанного умершего владельца мелик Адама, об оном имеем вам донести, что по просьбе и учиненному им при кончине завещанию определен на его место по удостоинству общества родной его сын Межлюм бек, которой, надеемся мы, по храбрости, расторопности и верности своей будет в распоряжении не хуже своего отца».

Гандзакский Джавад-хан (1756–1804), враждовавший с ханом Ибрагимом, был другом джрабердских меликов, и мелик Меджлум нашел пристанище у него в Гандзаке. Следуя за своим повелителем, почти тысяча семей из числа подданных мелика Меджлума также оставили в 1788 г. Джраберд и переселились в область Гандзак. Джавад-хан разместил их в Шамшадине.

«Когда Ага-Мухаммад-хан вторгся в Карабах, сын Мелик-Адама Мелик-Меджлум служил в его войске и не щадил своих сил в боях против Ибрагим-хана». Вместе с армией Ага-Мухаммад-хана Джавад-хан и мелик Меджлум участвовали во взятии Тифлиса. О сыгранной меликом Меджлумом роли в этом походе публицист А. Арасханян писал: «В походе Ага-Махмадхана роль Мелик-Меджлума была весомой». Причиной участия мелика Меджлума во взятии Тифлиса было то, что в свое время, когда мелики Арцаха, в том числе и мелик Меджлум, были в Тифлисе, грузинский царь Иракли II намеревался передать их заклятому врагу арцахцев Ибрагим-хану. Этого гордый владыка Джраберда не забыл. В одном из учебников по истории Грузии написано, будто мелик Меджлум был убит во время взятия Тифлиса, что, конечно, ошибочно. После похода АгаМухаммад-хан удостоил мелика Меджлума следующих привилегий: «1) когда пожелает, может беспрепятственно поступить на службу; 2) исполнять его желания, о чем бы он ни попросил; 3) государственная казна всегда будет к его услугам».

Мелик Меджлум был предательски убит во время одного из боев при осаде Гандзакской крепости в 1796 г. По воле Джавад-хана его тело похоронили в городском кафедральном соборе Св. Ованес Мкртич. Этот мелик унес в могилу вместе с собой проект освобождения Карабаха от Ибрагим-хана при поддержке Персии, диаметрально противоположный проектам деятелей с российской ориентацией. Подданные мелика Меджлума остались в Гандзакской области под покровительством Джавадхана.

Наследником мелик Меджлума остался его единственный сын, четырнадцатилетний мелик Адам II, впоследствии участвовавший в русско-персидской войне 1804–1813 гг. Мелик Адам II был обручен с Рехан, младшей дочерью Яссе, главы чеканщиков монет при дворе царя Ираклия. Когда его опекун Джавад-хан отправил сватов в Тифлис, хитрый дворянин вместо Рехан послал с ними старшую дочь, некрасивую Тамар. Мелик Адам II умер молодым, оставив единственную дочь Саар-наз. Мать выдала ее замуж за Саи-бека, сына Асри-бека из Нахичевана, и взяла зятя в свой дом.

Поскольку потомки рода Мелик-Исраелянов переселились в Гандзакскую область, а ставленники шушинских ханов Мелик-Алахвердяны – в Нухинскую, известный представитель рода Атабекянов Вани-юзбаши (1766–1854) удостоился титула мелика и в 1814 г. получил правление над Джрабердским меликством. 

Таким образом, вдали от родного края, обманутые и ослабленные, Мелик-Исраеляны в начале XIX в. постепенно стали сходить с исторической сцены. По нашему мнению, этому прежде всего способствовало отсутствие сыновей у последних потомков Мелик-Исраелянов.

Магалян А.В. Арцахские меликства и меликские дома в XVII–XIX вв. Ереван. 2012