Февраль 1988 г. – декабрь 1991 г.
Комментарий к главному политическому содержанию периода: Карабахское движение возникло как закономерное следствие проводимой в АзССР политики насильственной ассимиляции и расизма. Подавление Карабахского демократического движения за равенство народов и права человека обернулось крахом советского тоталитарного режима. Истории еще предстоит выяснить, какие силы внутри и вне СССР политизировали и осложняли Карабахскую проблему, превратив ее в катализатор распада СССР.
1988. Политическое резюме года: рассчитывая на объявленный в СССР курс демократизации и гласности, карабахцы в очередной раз выдвинули политическое требование воссоединения с Армянской ССР. Баку на это ответил сумгаитским геноцидом. Тем самым внутренний для СССР государственно-правовой конфликт между автономной областью и союзной республикой был трансформирован в этнополитический конфликт между армянским и азербайджанским народами АзССР. Центр выступает на стороне азербайджанцев.
20 февраля - решение Внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО «О ходатайстве перед Верховным Советом АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР».
21 февраля - принятие ЦК КПСС решения «О событиях в Нагорном Карабахе», в котором Постановление Внеочередной сессии Народных депутатов НКАО квалифицируется как спровоцированная националистическими элементами акция.
22 февраля - «Поход» на Степанакерт толпы из Агдама, состоящей главным образом из криминальных элементов, «для установления порядка» в столице области.
Комментарий: на пути в Степанакерт, под райцентром Аскеран, толпа была остановлена военными и жителями райцентра. Стычки как таковой не получилось, и, казалось, провокация не удалась. Однако под конец выяснилось, что двое молодых азербайджанцев убиты. В тот же день стало известно, что по крайней мере одного из них убил азербайджанский милиционер.
26 февраля – выступление по азербайджанскому и армянскому телевидению заместителя генерального прокурора СССР Катусева о событиях под Аскераном.
Комментарий: это выступление стало первой провокацией Центра против карабахцев. Катусев не только не сообщил, что убийство совершено азербайджанским милиционером, но и преднамеренно построил выступление так, чтобы сложилось впечатление, будто убийство совершено армянами.
28-29 февраля - Сумгаитский геноцид армян.
Комментарий: Президент СССР М.Горбачев через некоторое время заявил, что войска опоздали (хотя были рядом) всего на два часа. Но правда заключается в том, что даже после ввода они ничего не предприняли и стали зрителями творящегося вандализма.
1 марта – создание в Степанакерте общественно-политической организации «Крунк» во главе с Аркадием Манучаровым – директором местного комбината стройматериалов. Цель организации – руководство национально-освободительным движением народа Нагорного Карабаха и защита прав армянства АзССР.
17 марта – состоялся пленум Нагорно-Карабахского областного комитета КПСС, поддержавший решение сессии Совета народных депутатов НКАО о передаче области в состав АрмССР.
24 марта - принятие Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.», в котором предусматриваются мероприятия, направленные на социально-экономическое и культурное развитие всех армянских регионов АзССР, включая столицу Баку. Центр дает понять, что он рассматривает АзССР как республику двух народов, двух основных общин.
12 июля - принятие решения Восьмой сессией Совета народных депутатов НКАО ХХ созыва «О провозглашении выхода Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР».
Комментарий: Постановление Сессии областного Совета народных депутатов от 20 февраля содержало лишь просьбу о включении НКАО в состав АрмССР. Однако сумгаитский геноцид и волна массовых актов насилия в виде погромов и убийств по всему АзССР, и, следовательно, массовое нарушение конституционных и гражданских прав армянского народа АзССР стали основой для принятия решения о выходе НКАО из состава АзССР. НКАО приняла это решение в качестве субъекта национально-государственного устройства СССР, за которым было признано право на самоопределение. В Постановлении речь не шла о воссоединении с Армянской ССР.
13 июля - принятие Президиумом ВС АзССР Постановления «О ходатайстве депутатов Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области о передаче области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».
Комментарий: Постановление оценило эту просьбу как неприемлемую, «поскольку ее реализация противоречила бы интересам азербайджанского и армянского населения республики...». Постановление было принято в духе документов по образованию АзССР как вненациональной (интернациональной) республики двух основных общин – мусульман и армян (правда, через шестьдесят лет, после того как многочисленные коренные народы были ассимилированы или загнаны в своеобразное национальное подполье, вместо словосочетания «мусульмане и армяне» впервые появляется новый оборот - «азербайджанцы и армяне»). Хронологически это было последнее признание Баку того, что носителями государственности АзССР являются две основные общины республики – азербайджанцы и армяне. На следующий же день Баку
«исправил ошибку». В Постановлении ВС АзССР уже говориться не об азербайджанском и армянском народах республики, а об армянском и азербайджанском народах области! Формулировка исказила не только географию, но и сущность конфликта: армянский народ Азербайджана (армянское население, проживающее за пределами Нагорного Карабаха) – главная жертва конфликта - исключается из образа конфликта.
15 июня - принятие Верховным Советом Армянской ССР Постановления «О решении Внеочередной сессии областного Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР от 20 февраля 1988 г. «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской и Армянской ССР о передаче Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». ВС АрмССР дал «согласие на вхождение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР».
Комментарий: Постановление не противоречило Конституции СССР, так как этим актом Армянская ССР всего лишь дала согласие на воссоединение НКАО с АрмССР. Постановление оставляло место для политических поисков разрешения проблемы.
18 июля – рассмотрение вопроса о Нагорном Карабахе на заседании Президиума ВС СССР. В Постановлении указывается, что Президиум ВС СССР «считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления АзССР и АрмССР. Принимая такое решение, Верховный Совет СССР исходит из положения Конституции СССР (статья 78) в соответствии с которой, территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия».
Комментарий: для Центра неприемлемым было не само изменение границ и установленного национально-территориального устройства (в некотором смысле эти границы в пределах единого союзного государства были сугубо территориально-административными границами), а сам факт, что на такое изменение границ он должен был пойти по требованию народа. До этого Москва по своей инициативе десятки раз изменяла границы союзных республик, не оглядываясь на Конституцию. В частности, в пользу АзССР неоднократно были изменены границы АрмССР. Причем в случае Армении вопрос решался без каких-либо протоколов и соглашений. Основанием могло служить изданная в Москве карта с измененными границами (как, например, в случае Арцвашена).
27 июля – по инициативе представителя Москвы А. Вольского в Степанакерт прибыли первые секретари ЦК Компартий Армении и Азербайджана – С.Арутюнян и А.Везиров. Каких-либо особых результатов эта акция не дала.
21 сентября – Москвой введен режим чрезвычайного положения в НКАО, хотя армянское население области и руководство Карабахского движения строго придерживались курса политического, мирного решения поднятого ими вопроса.
21 ноября - начало массового антиармянского террора и погромов по всему Азербайджану.
22 ноября – отбиваются атаки азербайджанской толпы на армянские кварталы Гандзака (Гянджи).
23 ноября – подразделения советских войск вводятся в Гандзак
(Гянджа) – во второй по величине город АзССР.
24 декабря – прибытие в Степанакерт известного правозащитника академика Андрея Сахарова.
1989. Политическое резюме года: в НКАО вводится особая форма управления с прямым подчинением области союзным органам власти, и это оказывается последним статусом НКАО в советский период. Запад поддерживает Карабахское демократическое движение и выступает за разрешение проблемы на основе права наций на самоопределение.
1989 г., 12 января - принятие Президиумом ВС СССР Указа о введении в НКАО особой формы управления и образования Комитета особого управления (КОУ) во главе с А. Вольским. Указом была приостановлена деятельность областного Совета народных депутатов НКАО и Нагорно-Карабахского обкома ЦК КПСС.
Комментарий: Комитет Конституционного надзора СССР Постановлением от 28 ноября 1991 г. признал антиконституционный характер Указа о введении Особой формы управления по части приостановления деятельности областного Совета народных депутатов ХХ созыва. Указ о введении Особой формы управления означал фактический вывод НКАО из-под непосредственного подчинения АзССР. Введение особой формы управления было в русле решения восьмой сессии Совета народных депутатов НКАО о выходе области из состава АзССР. Область была поставлена под непосредственное подчинение Центра, и этот статус хронологически был последним статусом Нагорного Карабаха в советский период.
13 января - Совет министров СССР вынес решение «О мероприятиях, связанных с введением Особой формы управления в Нагорно-Карабахской области». Первым пунктом Совмин СССР обязал выделить особой (отдельной от АзССР) строкой показатели социально-экономического развития НКАО. Вскоре в прямое подчинение СССР были переведены УВД НКАО, приказом Госкомстата СССР было образовано Нагорно-Карабахское территориальное редакционно-производственное отделение.
6 мая - принятие Постановления Совмина СССР, разрешающего переподчинение (вывод из-под подчинения АзССР) промышленных предприятий и организаций НКАО.
13 июля - в Шуши азербайджанцы разрушили памятники дважды героя СССР Нельсона Степаняна и выдающегося государственного деятеля Ивана Тевосяна.
19 июля - Комитет по иностранным делам Сената США принял Резолюцию «О содействии США в мирном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха согласно желанию народа Советской Армении». В ней, в частности, сказано: «Призвать президента Горбачева обсудить с представителями Нагорного Карабаха, а также с представителями демократического движения (включая недавно освобожденных из-под стражи членов комитета «Карабах») требование о воссоединении с Арменией… В двусторонних переговорах с Советским Союзом призвать, чтобы расследования случаев насилия над армянами проводились самыми высшими инстанциями и чтобы были выявлены и наказаны ответственные за убийства и кровопролитие».
26 июля - Внеочередная сессия Шаумяновского (сельского) районного Совета народных депутатов приняла Постановление с ходатайством о включении района в состав НКАО.
7 августа – в Женеве заседание Подкомиссии ООН по правам человека рекомендовало правительству СССР провести в НКАО референдум «с целью определить волю большинства населения региона».
16 августа - в Степанакерте состоялся Первый съезд полномочных представителей НКАО, который «для стабилизации обстановки в регионе до восстановления функций областного Совета народных депутатов НКАО и обкома партии избирает Национальный Совет и от имени народа наделяет его полномочиями руководства всеми сферами жизни области на период между съездами». Съезд избрал Национальный Совет НКАО и решил принять в качестве символа государственной власти Государственный флаг СССР.
Май-сентябрь - начало блокады НКАО и Армении со стороны АзССР.
23 сентября - принятие в Баку «Закона о суверенитете», согласно которому законы СССР в АзССР могут действовать лишь после утверждения ВС АзССР. Закон «предоставил» право АзССР выйти из СССР и войти в союзы с другими государствами.
Комментарий: не войдя в противоречие с международным правом, «Закон о суверенитете» могли принять все советские республики за исключением АзССР, так как относительно части включенных в ее пределы территорий существовали международные договора и соглашения, ограничивающие суверенитет АзССР в Нагорном Карабахе и Нахичевани.
1 октября - открытие Гандзасарского монастыря Св.Иоанна Крестителя, построенного в 1216-1238 гг. и бездействующего все советские годы.
10 октября - провокация Центра в Степанакерте. Колонна автомашин с курсантами Свердловского пожарно-технического училища, минуя основную трассу, «прошлась» по Степанакерту, открыв огонь по домам и прохожим. Шестеро жителей получили ранения. Один из жителей скончался в больнице.
3 ноября - в эпицентр межнациональных столкновений - в НКАО - привозят турок-месхетинцев для расселения.
19 ноября - Сенат США принял Резолюцию по Нагорному Карабаху. «Ввиду того, - говорится в Резолюции, - что 80% армянского большинства, проживающего в Нагорно-Карабахской автономной области, выражает обеспокоенность; ввиду того, что Советское правительство охарактеризовало убийство армян 28-29 февраля 1988 г. в городе Сумгаите Азербайджана как погромы; ввиду того, что первоначально народ и правительство Советского Союза пошли на позитивную меру – создание временного Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной области; ввиду того, что Комитет оказался не эффективным... содействовать в ходе двусторонних дискуссий с Советским Союзом справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которое действительно отражало бы взгляды народа этой области».
21 ноября - телеграмма благодарности Национального Совета Нагорного Карабаха в адрес Сената США за понимание справедливого характера карабахского движения и поддержку справедливого дела народа Нагорного Карабаха.
29 ноября - Постановление ВС СССР «О мерах по нормализации обстановки в Нагорно-Карабахской автономной области». В ходе обсуждения проблемы все высказались за расширение полномочий Комитета особого управления. Однако руководство страны поставило на голосование постановление, предусматривающее упразднение Особой формы управления. Постановление предусматривало создание на паритетных началах азербайджано-карабахского Оргкомитета для восстановления деятельности областных органов советской власти. Но до распада СССР этого не было сделано, и статус Особой формы управления с прямым подчинением Центру оказался последним государственно-правовым статусом Нагорного Карабаха в контексте советской государственно-правовой системы.
Постановление было принято в отсутствие народных депутатов СССР от АрмССР и НКАО в знак протеста покинувших заседание ВС СССР.
Ноябрь – последние армяне покидают Гандзак.
1 декабря - Совместное Постановление ВС АрмССР и Национального Совета НКАО «О воссоединении АрмССР и Нагорно-Карабахской автономной области».
4 декабря - Президиум ВС АзССР принимает постановление, приостанавливающее действие основных пунктов (3,4,6,7 пунктов) Постановления ВС СССР от 28 ноября.
20 декабря - поджог азербайджанцами архитектурной жемчужины – церкви Казанчечоц в городе Шуши.
1990. Политическое резюме года: в русле тюркизации Восточного Закавказья после насильственной ассимиляции (или изгнания в «национальное подполье») исповедующих ислам малых нетюркских народов местные турки посредством погромов и насильственной ассимиляции расправились с главным их оппонентом на востоке Закавказья - армянским народом Азербайджана. Совершен рывок к мононациональному Азербайджану, к «Великому Турану».
Центр выступает на стороне Баку, но пока не в открытой форме. Поддержка Баку прикрывается фразеологией «о паритете». В конце года Москва Горбачева совместно с Баку готовит карательную операцию «Кольцо» для подавления Карабаха и депортации его армянского населения.
12 января - Постановление Президиума ВС СССР «О неконституционности Постановления ВС АзССР от 4 декабря 1989г.».
12 января - выступление первого секретаря ЦК Азербайджана Везирова по бакинскому телевидению с призывом к решительным действиям против армянского населения. Именно в этом выступлении прозвучала фраза «Центр в наших руках».
14 января – митинги проживающих в северо-восточных районах АзССР (Южный Лезгистан) лезгин с требованием самоопределения и отделения от АзССР.
13-15 января - армянские погромы в Баку.
Комментарий: во время погромов советские войска не вышли из казарм и не покинули аэропорт Бина, куда они были переброшены заранее. После погромов в Баку и других регионах компактного проживания армян из риторики Центра исключается выражение
«конфликт в Нагорном Карабахе и вокруг него». Его место занимает выражение «конфликт между Армянской ССР и Азербайджанской ССР». Именно бакинские события Кровавого января выяснили начальную установку Центра трансформировать конфликт между Нагорным Карабахом и Азербайджаном в конфликт между АрмССР и АзССР.
15 января - в дни погромов в Баку объявляется чрезвычайное положение в Нагорно-Карабахской автономной области(!) и некоторых сопредельных районах (при этом чрезвычайное положение в Баку не вводится!). Запрещаются митинги и собрания. Указ о чрезвычайном положении предусматривает изъятие у граждан, а в необходимых случаях и у учреждений и организаций, огнестрельного и холодного оружия. Изъятие оружия у населения проводилось избирательно односторонне: было разоружено армянское население.
Комментарий: Указ был приведен в исполнение в условиях отсутствия Закона о правовом режиме чрезвычайного положения. Изъятие оружия у населения проводилось избирательно – исключительно у армян.
15 января - Президиум АН АрмССР обратился к ученым всего мира с призывом поднять голос против варварского истребления армянского населения в АзССР. На обращение откликнулись ученые США, Франции, Швеции, Австрии, Бельгии… Все они охарактеризовали злодеяния в Баку как преступление против человечества. 16 января - поджог азербайджанцами армянской церкви в Баку. Во всей республике это была единственная действующая церковь. Все остальные в советское время были закрыты.
20 января - ввод советских войск в Баку после полной «чистки» Баку от армян.
12 февраля - Постановление ВС АрмССР «О признании незаконным решения Кавказского бюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921г.».
Комментарий: В принципе, решение Кавказского бюро ЦК РКП(б) нельзя назвать решением, так как оно не было поставлено на обсуждение. По сути, это решение не было принято, но было реализовано против воли народа Нагорного Карабаха. Это юридическое обстоятельство не было отражено в Решении ВС АрмССР.
3 апреля – принятие Закона Союза СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».
Комментарий: Закон наделял автономные образования и компактно проживающие народы союзных республик правом самостоятельно решать вопросы о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР.
20 мая - в 11 из 12 избирательных участках проведены выборы депутатов ВС АрмССР от НКАО.
10 сентября - ВС АрмССР образовал Специальную комиссию по вопросам Арцаха.
Осень – Центр и Баку подготавливают широкомасштабную совместную военную операцию против Нагорного Карабаха. Численность азербайджанского республиканского ОМОНа (Отряды милиции Особого назначения) увеличивается более чем на пять тысяч человек (она не должна была превысить число 300). По приказу министра МВД СССР, дислоцированные в Азербайджане войска МВД СССР были поставлены в подчинение руководству АзССР.
24-25 декабря – подразделения дислоцированных в АзССР советских войск разгромили село Каджаван Мардакертского района.
1991. Политическое резюме года: выход Азербайджана из СССР. Восстановление государственности Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 гг. и отказ от правопреемства АзССР. Образование НКР на территориях, не принадлежащих Азербайджанской Республике, в том числе и в силу ее отказа от правопреемства АзССР. Распад СССР.
30 апреля - начало операции «Кольцо». Подразделения советской армии и азербайджанский ОМОН начали насильственную депортацию Мартунашена, Геташена (Ханларского района), Бердадзора и большинства селений Гадрутского района НКАО.
Комментарий: к началу операции «Кольцо» дислоцированные в АзССР войсковые части 4-ой советской армии Москва отдала под распоряжение руководства АзССР. В операции «Кольцо» в направлении Шаумяновского района участвовала 23-ая дивизия 4-ой армии.
16 июля – первая поездка в Нагорный Карабах вице-спикера Палаты лордов Великобритании баронессы Керолайн Кокс. Открыв для себя истину о Карабахе, она стала защитницей прав народа Нагорного Карабаха на международной арене. Баронесса подготовила официальный доклад по конфликту, с которым она выступила 1 июля 1997г. на парламентских дебатах в Палате лордов Великобритании. Текст доклада стал основой для специального исследования (в соавторстве с историком и политологом, помощником президента правозащитной организации Международная христианская солидарность Джоном Айнбером), результаты которого были опубликованы в книге «Этническая чистка продолжается: война в Нагорном Карабахе» (русский перевод вышел в Ереване в 1998 г.). Керолайн Кокс посещала Нагорный Карабах десятки раз, вместе с жителями Степанакерта спасалась от артобстрелов в подвалах и укрытиях, стала одним из главных организаторов гуманитарной помощи населению Нагорного Карабаха.
13 августа - женский отряд ополченцев «Парандзем» в селе Атерк взял в заложники карательную группу русских солдат, участвующих в операции «Кольцо».
18 августа - попытка государственного переворота в Москве.
Путч ГКЧП.
30 августа - Декларация Азербайджана «О восстановлении государственной независимости».
Комментарий: Декларация провозгласила восстановление государственности никем де-юре не признанной мусаватистской Азербайджанской Республики 1918-1920 гг.
2 сентября - Декларация Совместной сессии областного Совета народных депутатов НКАО и Шаумяновского (сельского) районного Совета народных депутатов с участием народных депутатов Советов всех уровней «О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики (НКР)».
Комментарий: Декларация в качестве правового основания указала Закон СССР от 3 апреля «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», который закрепил за автономными образованиями и компактно проживающими национальными группами право самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае распада СССР.
21 сентября – в Армении проведен Референдум о независимости.
Комментарий: Референдум был проведен в пределах бывшей АрмССР. Тем самым политическое руководство Армении как бы отреклось от Совместного постановления о воссоединении Нагорного Карабаха и Армении от 1 декабря 1989 г.
20-23 сентября - посредническая миссия России и Казахстана. Прибытие в Степанакерт, Баку и Ереван Б. Ельцина и Н. Назарбаева. 23 сентября - принятие Железноводского коммюнике («Совместное коммюнике об итогах посреднической миссии президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина и президента Казахстана Н. Назарбаева»).
25 сентября – Степанакерт впервые подвергается артиллерийскому обстрелу из близлежащих азербайджанских деревень, превращенных в опорные пункты азербайджанских военных формирований. Обстрелы Степанакерта носили регулярный характер и продолжались вплоть до освобождения Шуши в мае 1992 г.
16 октября - президентские выборы в Республике Армения. Первым президентом РА избран Левон Тер-Петросян. Выборы проводились в пределах бывшей АрмССР.
18 октября - принятие Конституционного акта «О государственной независимости Азербайджанской Республики».
Комментарий: рассматривая советизацию Азербайджана (апрель 1921 г.) как его аннексию со стороны Советской России, Конституционный акт подтвердил отказ Азербайджанской Республики от правопреемства АзССР. Такой отказ предполагал указание границ, на которые претендует Азербайджанская Республика, так как мусаватистская Азербайджанская Республика не имела признанных границ. Однако Конституционный акт ограничился лишенной юридического смысла формулировкой, указав, что Баку претендует на
«исторически сложившиеся границы». Нынешняя Азербайджанская Республика не объявляла свои легитимные границы (таковых у нее поныне нет!). По сути дела эти границы приписываются ей извне –
«международным сообществом». Отказ от правопреемства АзССР означал, что Баку теряет все юридические отношения с территориями, которые в 1921 году на основе поныне действующих договоров и соглашений и на различных условиях были включены в пределы АзССР. Это означало, что НКР была провозглашена на территориях, не принадлежащих Азербайджанской Республике.
20 ноября - авария военного вертолета около Агдама. В вертолете были главные лица команды президента Азербайджана Муталибова.
Комментарий: Баку тут же объявил, что вертолет сбит карабахцами. Однако вскоре специальная комиссия установила, что вертолет потерпел аварию в результате произведенного внутри выстрела.
23 ноября - в Баку издан Закон об упразднении НКАО.
Комментарий: в контексте советского государственного права вопрос о статусе НКАО никогда не рассматривался как внутреннее дело АзССР. Вопрос об НКАО тем более не мог быть внутренним делом Азербайджанской Республики, отказавшейся быть правопреемницей АзССР и потерявшей все свои оговоренные договорами и соглашениями права как в Нагорном Карабахе, так и в Нахичевани. Более того, НКАО как таковая уже не существовала. На ее месте и на ее основе уже была провозглашена НКР.
27 ноября - Постановление Госсовета СССР об антиконституционном характере Указа Азербайджанской Республики от 23 ноября.
10 декабря - Референдум о независимости в НКР в присутствии независимых наблюдателей.
8-11 декабря – в Беловежской пуще три союзные республики - Россия, Украина и Беларусь - заложили основы нового содружества государств – СНГ (Содружество Независимых Государств).
12 декабря - Парламент РФ принимает решение считать утратившим силу Договор об образовании СССР от 21 декабря 1922 г.
15 декабря - Референдум о независимости в Азербайджане.
21 декабря – в Алма-Ате все бывшие союзные республики, за исключением прибалтийских республик и Грузии, подтвердили образование СНГ.
25 декабря – М.Горбачев прекратил свою деятельность на посту президента СССР.
28 декабря - выборы первого парламента независимой НКР.
30 декабря - обращение руководителей стран СНГ к Азербайджану и Армении с призывом возобновить переговорный процесс.
1992. Политическое резюме года: Запад, выступавший до 1991г. в пользу справедливого демократического решения вопроса, «которое действительно отражало бы взгляды народа этой области» (так был сформулирован этот подход в резолюции Сената США), и осуждавший акты массового насилия против армянского населения Азербайджана, после распада СССР круто меняет позицию в пользу формулы «распад по республикам». Принцип территориальной целостности применяется и в отношении Азербайджанской Республики с произвольным приписыванием ей границ АзССР, хотя последняя была единственной среди бывших союзных республик, к которой этот принцип нельзя было применить в силу действующих международных договоров, ограничивающих суверенитет Баку в Нагорном Карабахе и Нахичевани, не говоря уже об отказе Баку от правового наследия АзССР.
Правовые основы проблемы игнорируются, и вопрос переводится в политическую плоскость. Формула «распад по республикам» устраивает и Россию. Тем самым Азербайджан получает «разрешение» развязать войну против НКР, прикрываясь не относящимся к нему принципом территориальной целостности.
После распада СССР происходит трансформация внутреннего для СССР Карабахского конфликта в международный вооруженный конфликт между НКР и Азербайджанской Республикой. Карабахцы выстояли и разорвали кольцо блокады.
Начало соперничества между СБСЕ, США, Россией, Турцией и Ираном за заполнение образовавшегося вакуума.
6 января - Декларация парламента НКР о государственной независимости НКР. Первым президентом НКР избран Артур Мкртчян.
16 января - отказ офицерского состава дислоцированного в Степанакерте 366-го мотомеханизированного полка подчиняться Азербайджану в войне против НКР.
25-26 января - атака на село Каринтак азербайджанских военных подразделений во главе с министром обороны Мехтиевым.
Комментарий: это была первая крупная операция Баку против НКР после провозглашения государственной независимости АзР. В течение двухдневного боя ополченцы наголову разбили атакующие из Шуши азербайджанские подразделения. Это была первая крупная военная победа молодой НКР.
30 января - страны СНГ были приняты в СБСЕ.
Комментарий: Европа после распада СССР расширяет свои политические границы и спешит взять под свою эгиду урегулирование Карабахского конфликта (разумеется, и других конфликтов на постсоветском пространстве).
31 января – Пражское заседание Совета министров иностранных дел СБСЕ после принятия Армении и Азербайджана в СБСЕ решило направить докладчика этой организации в регион карабахского конфликта.
10-11 февраля - освобождение села Малибейли, откуда Степанакерт постоянно подвергался артобстрелу.
19 февраля – обращение Верховного Совета НКР в адрес Генерального секретаря и глав государств - постоянных членов СБ ООН, призывающее предпринять меры для пресечения вооруженной агрессии Азербайджана против НКР и прекращения ракетноартиллерийских обстрелов мирных населенных пунктов республики.
23 февраля – Президиум Верховного Совета Нагорно-Карабахской Республики принял решение «О правовом статусе вооруженных формирований НКР». Разрозненные отряды объединились в единую Армию самообороны НКР. Начальником штаба Армии самообороны был назначен Аркадий Тер-Тадевосян.
25-26 февраля - освобождение Ходжалу, одного из главных опорных пунктов азербайджанской армии.
Комментарий: Армия Самообороны НКР предварительно сообщила азербайджанским властям о предстоящей операции и оставила коридор для эвакуации мирного населения. Однако в конце коридора, уже на территории, контролируемой Народным фронтом Азербайджана, покинувших Ходжалу мирных жителей встретил шквал огня. По сей день бакинская пропаганда в гибели мирных жителей обвиняет карабахцев. Но через некоторое время после трагедии президент Азербайджана Муталибов в прессе обвинил в случившемся НФА (Народный фронт Азербайджана), который устроил эту бойню, чтобы устранить президента и прийти к власти. Все последующие события и независимые свидетели подтвердили, что это было именно так.
28 февраля – Седьмое заседание Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СБСЕ просит Россию и Казахстан продолжить посреднические усилия и призывает Баку прекратить блокаду Нагорного Карабаха.
13 марта – Восьмое заседание КСДЛ СБСЕ приняло решение о созыве чрезвычайной встречи Совета СБСЕ по Нагорному Карабаху.
16 марта – в русле иранского посредничества принимается трехстороннее Тегеранское коммюнике (Азербайджан, Армения, Иран) о недельном прекращении огня в зоне конфликта.
20 марта – прибытие в Степанакерт с миротворческой миссией бывшего госсекретаря США Сайруса Венса и ответственного уполномоченного СБСЕ Яноша Кубича (Венгрия). Миссия Сайруса Венса была предпринята по решению СБ ООН.
21 марта – прибытие в Степанакерт министра Франции по вопросам социальной и гуманитарной помощи Бернара Кушнера с целью открытия гуманитарного коридора в НКР.
24 марта - в Хельсинки совещание СБСЕ приняло решение о созыве в Минске Международной конференции по Нагорному Карабаху. В документе Нагорный Карабах отмечен как часть Азербайджанской Республики. Совещание решило пригласить на конференцию «избранных и других представителей Нагорного Карабаха». СБСЕ учреждает институт сопредседателей Минской группы.
Комментарий: армянская дипломатия с этого момента стала заложницей ложно интерпретированного принципа территориальной целостности, принципа, который в силу действующих договоров и соглашений по Нахичевани и Нагорному Карабаху, а, следовательно, в силу международного права не может быть применен в отношении нынешней Азербайджанской Республики. Между тем, процесс урегулирования конфликта с самого начала был увязан с преодолением в действительности не существующего противоречия, которое якобы обнаружено между принципами территориальной целостности и правом наций на самоопределение.
Формулировка «избранные и другие представители Нагорного Карабаха», нашедшая место в решении совещания СБСЕ, формально дала возможность присутствовать на переговорах (впрочем, всего лишь номинально) представителю так называемой азербайджанской общины Нагорного Карабаха (несмотря на старания Баку, последняя не признана самостоятельной стороной конфликта или участником переговорного процесса). Основная жертва Карабахского конфликта - армянский народ бывшей АзССР - в результате неопытности армянской дипломатии остается вне переговорного процесса. Некритическое отношение армянской дипломатии к этому документу СБСЕ предопределило дальнейший ход Минского процесса и в особенности игнорирование правовых основ проблемы и ее политизацию.
Учреждение института сопредседателей Минской группы и признание особой роли и особого статуса России в урегулировании Карабахского конфликта, что проявилось в предоставлении России статуса постоянного сопредседателя МГ, было нацелено на смягчение соперничества России и Европы в регионе.
26 марта – СБ ООН определил форму своего участия в урегулировании карабахского конфликта. Это – поддержка миротворческих усилий СБСЕ. ООН, таким образом, воздерживается от прямого участия в процессе урегулирования.
26 марта – Совет Министров НКР принял решение о создании Комитета самообороны. Председателем Комитета самообороны при СМ НКР назначен Серж Саркисян.
1 апреля – переговоры в Степанакерте Действующего председателя СБСЕ, министра иностранных дел Чехословакии И. Динсбира с руководством НКР.
1 апреля – с миротворческой миссией в Степанакерт прибыл министр иностранных дел Ирана М. Ваези.
3 апреля – по решению президиума ВС НКР создается Совет обороны НКР во главе с первым председателем ВС Артуром Мкртчяном.
7 апреля – Марио Рафаэлли (Италия) назначен председателем Минской конференции СБСЕ по Нагорному Карабаху.
10 апреля – азербайджанская армия заняла село Марага Мардакертского района и учинила резню мирного населения.
13 апреля – Степанакерт посещает министр иностранных дел Российской Федерации А.Козырев.
14 апреля – в своей квартире убит первый президент НКР Артур Мкртчян.
20 апреля – в Ереване, в столице Республики Армения, открыто представительство НКР.
30 апреля – Армения прекратила поставку электроэнергии в Нахичевань. 2 мая поставка электроэнергии была возобновлена.
Комментарий: Нагорный Карабах с 1 января 1991г. находился в тотальной блокаде, и все это время Армения поставляла электроэнергию для Нахичевани.
1 мая – Десятое заседание КСДЛ приняло решение относительно правил процедуры Минской конференции и учреждения миссии по наблюдению за прекращением огня.
5 мая – Россия объявляет о создании посреднической миссии РФ по карабахскому урегулированию и о готовности РФ взять под свою эгиду переговорный процесс.
8-9 мая – Армия самообороны НКР в ходе контрнаступления освобождает историческую столицу Нагорного Карабаха - г. Шуши.
15 мая – Народный фронт Азербайджана сверг Муталибова как «ставленника Москвы».
18 мая – освобождение Лачина, открытие «лачинского коридора».
Комментарий: согласно постановлению Кавбюро РКП(б) от 5 июля 1921 г., весь Нагорный Карабах, включая Лачин, Кельбаджар, Шаумян, Ханлар и т.д., должен был войти в состав НКАО.
18-19 мая – Одиннадцатое заседание КСДЛ приняло решение о проведении чрезвычайной подготовительной встречи государств-участников Минской конференции по Нагорному Карабаху.
1 июня – карабахцы отказываются принимать участие в состоявшемся в Риме совещании СБСЕ, куда они были приглашены в статусе «армянской общины Карабаха».
2-4 июня – Сессия ВС НКР утверждает государственный флаг НКР и назначает Георгия Петросяна исполняющим обязанности ВС НКР.
1-6 июня - чрезвычайная подготовительная встреча государств-участников Конференции по Нагорному Карабаху в Риме (будущая Минская группа).
12 июня – азербайджанским войскам в результате крупно-масштабного наступления удается оккупировать Шаумяновский район, часть Мардакертского и Аскеранского районов НКР
12-18 июня – наступление азербайджанской армии по всей линии фронта. 23-ая дивизия дислоцированной в Азербайджане 4-ой армии (уже не советской, а Российской!) участвует в наступлении Азербайджана. Из центральных районов Нагорного Карабаха 40 тысяч беженцев устремляются в Степанакерт и Ереван.
15 июня – ВС Армении начинает политические обсуждения вокруг признания НКР.
Комментарий: по сути, в высших эшелонах власти Армении разразился острый политический кризис вокруг решения проблемы Нагорного Карабаха. В ходе распада СССР Армения, не ссылаясь на Совместное постановление от 1 декабря 1989 г. о воссоединении, провела референдум о независимости в границах бывшей АрмССР. Таким же образом проводились выборы президента Армении. А после того, как НКР провозгласила независимость, Армения не дала никакой оценки этому акту, хотя в свете Совместного постановления это был акт выхода Нагорного Карабаха из состава Армении. Одновременно она не признала и территориальную целостность Азербайджанской Республики. Ответственность за неопределенность и непоследовательность в политических решениях по Нагорному Карабаху, как считали объединившиеся в блок «Национальное согласие» оппозиционные партии, лежала на партии власти - Армянском общенациональном движении (АОД). Заседание выявило глубокие противоречия между АОД, которое выступало против признания НКР, и блоком «Национальное согласие», настаивавшим на немедленном признании НКР. С некоторыми перерывами острые дискуссии продолжались до 8 июля.
25 июня – учреждено Черноморское Экономическое сотрудничество (ЧЭС). Армения - одна из соучредителей этой организации.
5 июля – представители НКР покидают совещание СБСЕ в знак протеста против того, что СБСЕ не осудило азербайджанскую агрессию и не определило статус НКР в переговорном процессе.
8 июля – в результате острых обсуждений ВС РА вынес Постановление: «Считать неприемлемым любой международный... документ, в котором Нагорно-Карабахская Республика будет отмечена в составе Азербайджана».
26 июля – Посол по особым поручениям РФ В.Казимиров в Степанакерте представил руководству НКР «Примерный график мероприятий по приостановке военных действий».
31 июля - в Рим на совещание СБСЕ прибыла делегация НКР в статусе «избранных представителей Нагорного Карабаха» для участия в IV раунде встречи Минской группы.
11 августа – Палата представителей США приняла Резолюцию 907 («Акт о поддержке свободы»), осуждающую агрессию Азербайджана в Нагорном Карабахе и запрещающую администрации США оказывать помощь Азербайджану.
13 августа – ВС НКР объявил всеобщую мобилизацию в армию мужчин от 18 до 45 лет и ввел военное положение на всей территории республики.
15 августа – ВС НКР образовал Государственный комитет обороны (ГКО) НКР. Председателем ГКО назначается Р. Кочарян.
24-26 августа – Председатель Минской конференции СБСЕ М. Рафаэлли посещает Баку, Ереван и Степанакерт.
7 сентября – прибытие в Баку бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тетчер в качестве представителя компании
«Бритиш петролеум». Начало «нефтяной дипломатии».
15 сентября – в русле сепаратных инициатив России в Москве состоялась конфиденциальная встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха.
19 сентября – в Сочи, на сторожевом корабле «Кавказ», по инициативе министра обороны России Павла Грачева, министры обороны закавказских республик подписали соглашение, предусматривающее, в частности, прекращение огня в Нагорном Карабахе.
25 сентября – в Москве подписан военно-технический протокол о механизме выполнения Сочинского соглашения.
30 сентября – в Ереване заключен межгосударственный договор между РА и РФ о статусе пограничных войск России на территории Армении.
13 октября – в Степанакерте открыт Арцахский государственный университет.
17 ноября – утверждение герба и гимна НКР.
6 декабря – широкомасштабное наступление азербайджанской армии в направлении Аскерана.
4–15 декабря – находящийся в США по приглашению Армянского национального комитета Америки исполняющий обязанности председателя Национального Собрания НКР Г.Петросян был принят представителями Госдепартамента и Сената США.
11-14 декабря - на заседании Минской группы азербайджанская сторона при поддержке Турции срывает принятие решения о прекращении военных действий с 10 января 1993 г. и об открытии Минской конференции СБСЕ 9 марта 1993 г.
1993. Политическое резюме года: уход российских войск из Азербайджана выявляет его «способности» вести войну без поддержки Центра. В ходе ожесточенных боев Армия самообороны НКР полностью или частично освобождает южные и западные районы (Агдам, Физули, Джебраил, Горадиз, Кельбаджар, Лачин, Кубатлу) Нагорного Карабаха, которые по решению Кавбюро РКП(б) должны были быть в составе НКАО. Центральные и северные районы Нагорного Карабаха, как и Нахичевань, остаются под оккупацией Азербайджанской Республики.
Усиление соперничества СБСЕ и сепаратно действующих заинтересованных стран, в особенности США и России, вокруг ключевой роли в урегулировании конфликта. Наиболее эффективно в этом плане действует Россия.
5-8 января – Трехсторонняя инициатива (Россия, США, Турция). Предлагается новый формат обсуждения вопроса – «формат 5+1 - Россия, США, Турция, Армения и Азербайджан плюс Нагорный Карабах». НКР отвергает посредничество Турции, открыто выступающей на стороне Азербайджанской Республики.
21 января – решение Европарламента об Армении, в котором подчеркивается трагическое положение более чем 300 тысяч «насильственно изгнанных из Азербайджана» армян, поддерживает усилия СБСЕ и осуждает «осуществляемую Азербайджаном блокаду» Армении и Нагорного Карабаха.
26 января – присоединение НКР к Женевским конвенциям
1949г. и Дополнительным протоколам к ним 1977г.
28 января – принятие Европарламентом Резолюции, квалифицирующей блокаду Азербайджаном Армении и Нагорного Карабаха как грубое нарушение прав человека.
22 февраля - 1 марта – Заседание Минской группы в Риме одобряет проект мандата Передовой группы наблюдателей. Россия предлагает создать Совместную Координационную Комиссию (СКК) Минской группы.
12 марта – город Пришиб покинул последний российский погранотряд в Азербайджане.
1 марта – обсуждение Московского календаря урегулирования в Женеве в формате «5+1».
31 марта – 4 апреля - при продолжении обсуждения Московского календаря урегулирования Азербайджан прекращает переговоры.
31 марта - контрнаступление армии самообороны НКР. Освобождение Кельбаджара.
31 марта – 6 апреля – в Женеве Азербайджан срывает переговоры в формате «5+1», в одностороннем порядке отказываясь от дальнейшего участия в них.
8 апреля – новая инициатива президента Российской Федерации по урегулированию конфликта, изложенная в посланиях в адрес президентов Армении и Азербайджана.
9-16 апреля – по инициативе России в Москве прошли конфиденциальные встречи представителей Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении.
21 апреля – встреча на похоронах президента Турции Озала в Стамбуле президента Армении Л.Тер-Петросяна с президентом Азербайджана Эльчибеем. Достигнута договоренность о «пакетном принципе» урегулирования.
29-30 апреля – по инициативе президента России в Москве РФ, США и Турцией выработан «График неотложных мер» о прекращении военных действий сроком на 60 дней.
30 апреля – принятие СБ Резолюции 822, в которой хотя и признается, что Кельбаджар взят «местными армянскими силами», но требуется немедленно вывести войска НКР из Кельбаджара.
Комментарий: по сути дела СБ ООН свел на нет достигнутое между президентами Армении и Азербайджана соглашение о пакетном решении проблемы и настроил Баку на новые военные действия.
7-9 мая – очередное посещение Степанакерта российской посреднической миссии.
10 мая – открытие Государственного университета НКР.
4-15 мая – мятеж полковника азербайджанской армии Сурета Гусейнова в Гяндже (Гандзак) завершается государственным переворотом в Азербайджане. Председателем Милли меджлиса избран Г.Алиев.
3-4 июня - консультации в Риме «девятки» Минской группы (Германия, США, Болгария, Франция, Россия, Италия, Швеция, Чехословакия, Турция) по выполнению Резолюции 822 СБ ООН. Принятие «Графика неотложных мер» по выполнению Резолюции 822 СБ ООН.
11 июня – ответ НКР на инициативу СБСЕ, в котором выражается опасение народа НКР «в очередной раз оказаться обманутым» и со ссылкой на внутренний политический кризис предлагается отсрочить выполнение «Графика».
14 июня – заявление президента Армении Л.Тер-Петросяна по поводу отрицательного ответа НКР на инициативу СБСЕ.
14 июня – прибытие в Степанакерт Левона Тер-Петросяна. Совместное заседание президиума ВС НКР и ГКО НКР. И.о. председателя ВС НКР Г.Петросян подает в отставку. Обязанности председателя ВС НКР возлагаются на К.Бабуряна.
17 июня – в Ленкорани под руководством полковника Али-Акрама Гумбатова провозглашается Талышская республика с требованием о присоединении к Исламской Республике Иран.
17 июня – при посредничестве РФ Азербайджан и НКР достигли договоренности о взаимном прекращении обстрелов городов Степанакерт и Агдам.
13-23 июня – освобождение части Агдамского, Джебраилского, Физулинского районов.
23 июля – образовано Министерство иностранных дел НКР. Министром иностранных дел назначается советник председателя Государственного комитета обороны НКР по политическим вопросам Аркадий Гукасян.
27 июля - 8 августа – Минская группа в Риме в полном составе принимает «График неотложных мер по выполнению резолюций 822 и 853 СБ ООН».
29 июня – принятие СБ ООН Резолюции 853.
17 августа – Г.Алиев направляет письмо в адрес председателя ВС НКР с предложением начать двусторонние переговоры. Аналогичные письма поступают от министра обороны Азербайджана Абиева и вице-премьера Р.Гулиева.
20 августа – министр иностранных дел России А.Козырев в Москве принимает председателя ГКО Р.Кочаряна.
22 - 31 августа – освобождение Кубатлинского, Джебраилского, Физулинского районов.
23 августа – в Ленкорани подавлено восстание талышей под руководством Гумбатова.
24-28 августа – посещение Баку, Еревана и Степанакерта очередной российской посреднической миссии.
31 августа – сразу после подавления восстания в Ленкорани МИД Азербайджана заявляет, что Азербайджану не о чем договариваться с «кучкой сепаратистов и террористов» из Нагорного Карабаха.
12-13 сентября – в Москве при посредничестве Российской стороны проходят переговоры между Азербайджанской Республикой и НКР на уровне представителей руководства сторон. АзР представляет заместитель председателя парламента А.Джалилов, НКР – глава МИД Аркадий Гукасян. Подписано совместное коммюнике, достигнута договоренность о продлении срока прекращения огня до 5 октября 1993 года. Стороны одновременно договорились о встрече высшего руководства АзР и НКР.
24 сентября – Азербайджанская Республика вступает в СНГ.
25 сентября – встреча в Москве руководителей Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха у министра иностранных дел РФ А. Козырева. В тот же день состоялась двусторонняя встреча делегаций Азербайджана и Нагорного Карабаха.
25 сентября – встреча заместителей глав правительств НКР и АзР в Агдамском районе, на линии соприкосновения вооруженных сил.
3 октября – Г.Алиев становится президентом Азербайджанской Республики.
9-11 сентября – заседание в Москве Минской группы для переработки «Графика неотложных мер». Минская группа признает статус Нагорного Карабаха как стороны конфликта.
2 ноября – обращение Г.Алиева к народу с призывом «объединиться и покончить с армянами».
12 ноября – принятие СБ ООН резолюции 884 с требованием вывода армянских войск «с оккупированных азербайджанских территорий».
15 декабря – Азербайджанская Республика предприняла новое широкомасштабное наступление на НКР.
1994 (до 8 мая). Политическое резюме года: после многократных безуспешных попыток подчинить себе Нагорно-Карабахскую республику Азербайджан под угрозой полного военного поражения вынужден пойти на перемирие в надежде реализовать свои экспансионистские планы дипломатическими средствами - главным образом, посредством «нефтяного фактора».
10 января – ожесточенные атаки азербайджанской армии по всей линии фронта.
20 января – обсуждение в Москве главами министерств иностранных дел России, Армении и НКР - А.Козыревым, В.Папазяном и А.Гукасяном - российского проекта соглашения по карабахскому урегулированию.
27 января – предложение Москвой нового графика прекращения огня на три недели, начиная с 1 февраля 1994 г.
4 февраля – заседание Минской группы СБСЕ в Вене с участием Яна Элиассона (Швеция), заменившего Марио Рафаэлли на посту председателя Минской конференции.
18 февраля – начатая Баку зимняя военная кампания кончается поражением. Армия самообороны НКР полностью очистила Кельбаджарский район и вышла на прежние позиции.
18 февраля – в Москве при посредничестве России стороны соглашаются о перемирии, которое, однако, нарушается Азербайджаном 11 марта.
29 марта – Президиум ВС НКР принимает решение о сотрудничестве между парламентами НКР и Республики Армения.
14-15 апреля – конфликтующими сторонами в переговорах под эгидой Минской группы в Праге одобрены меры по укреплению доверия между ними.
15 апреля – принятие саммитом СНГ заявления по Нагорному Карабаху.
4 - 5 мая – в столице Кыргызстана Бишкеке по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизской Республики и МИД России прошли переговоры между конфликтующими сторонами – Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Армения. 5 мая был принят «Бишкекский протокол». Азербайджан присоединился к протоколу
8 мая.
Комментарий: Баку согласился на перемирие перед угрозой окончательного военного поражения и в надежде, что ему удастся овладеть Карабахом «за столом переговоров» посредством «нефтяной дипломатии» и поддержки Турции.
Александр Манасян. «Карабахский конфликт. Ключевые понятия и хроника». Научно-образовательный фонд «Новаранк». Ереван, 2005