Жестокая политика султанского правительства всколыхнула и армянский народ. В ответ на всё более усиливавшееся угнетение и разбой произошли вооружённые выступления. Защищая свою жизнь и честь, западные армяне предприняли новые попытки освободиться от тяжкого ига турецкого деспотизма.
В феврале 1862 г. армянское население Вана выступило с оружием в руках против турецких властей. Бои между армянами и турецкой полицией приобрели широкий размах. На помощь повстанцам города поспешило армянское и курдское население окрестных сёл. Повстанцы захватили Ванскую крепость и закрепились в ней. Только после вмешательства войсковых частей восставшие сложили оружие.
Летом 1862 г. крупное восстание вспыхнуло в Зейтуне, который стал одним из центров армянского освободительного движения второй половины XIX века. Зейтун — часть Горной Киликии, расположенная к северо‐западу от Мараша, у истоков реки Джаан (Пюрамис). Зейтуном называлась как вся провинция, так и её центр. Этот край, в древности именовавшийся Улнией, изобилует многочисленными труднопроходимыми ущельями, которые вместе с горами делали его почти неприступным.
Армяне в этой горной провинции обосновались ещё в древности, но сравнительно многочисленное армянское население образовалось здесь в период существования Армянского Киликийского государства (XI – XIV вв.). Численность населения провинции в середине XIX в. составляла 30 – 35 тысяч человек, из них 17 тысяч проживали в городе Зейтуне, а остальные — в окрестных сёлах.
Экономическая жизнь Зейтуна носила замкнутый, натуральный характер. Социально-классовое расслоение крестьянства было ещё слабым, форма правления во многом напоминала патриархально‐общинный строй. Но, несмотря на это, в Зейтуне, как и в соседних провинциях, господствовали феодальные отношения: трудовое крестьянство эксплуатировалось знатью, существовали социальные противоречия. Власть в деревне находилась в руках сельского старшины, называемого кехья. Город Зейтун делился на четыре участка, каждый из которых имел своего правителя, носившего титул «князя». Вопросы, относящиеся ко всей провинции, рассматривались на уездном сходе, в который входили сельские старшины, четыре князя и представители духовенства.
Зейтун находился под владычеством султанской Турции, но фактически пользовался полунезависимым положением. Административные, судебные, религиозные и прочие вопросы решались самостоятельно. Зейтунцы выплачивали, хотя и не всегда, налоги турецким властям.
В первой половине XIX века несколько раз имели место вооружённые столкновения зейтунцев с турецкими войсками. Так, в 1808, 1819, 1829 и 1835 годах османская армия совершала походы против армянских горцев, но они — отважные и опытные бойцы — героически сопротивлялись и отбрасывали врага. Султанское правительство обратило на Зейтун особое внимание в середине XIX века.
Опасаясь того, что эта провинция может стать одним из очагов армянского освободительного движения, оно решило ликвидировать её полунезависимое положение и полностью подчинить себе. Летом 1860 г. против зейтунцев была направлена турецкая воинская часть под командованием правителя Мараша Хуршид‐паши. Однако зейтунцы успешной контратакой обратили пашу в бегство. Это ещё более обеспокоило турецкое правительство, и оно решило не медля занять этот горный край, рассеять и вырезать его армянское население.
По приказу султана новый правитель Мараша Азиз‐паша собрал большую армию и в июле 1862 г. осадил Зейтун. Всё население провинции поднялось на ноги, за оружие взялись все — молодёжь, пожилые, женщины и старики. Вначале Азиз‐паша имел успех; он захватил несколько сёл, полностью их разрушил, а население вырезал. Однако вскоре, 2 августа 1862 г., зейтунцы перешли в решительное контрнаступление и разгромили султанские войска. Азиз‐паша потерпел позорное поражение. Победители захватили большое количество оружия. Противник оставил на поле боя много убитых. В жестокой схватке зейтунцы ещё раз продемонстрировали свою отвагу и высокое воинское искусство.
В статье одного из современников этих событий, написанной в декабре 1862 г., говорилось: «Рано утром второго августа Азиз‐паша дал сигнал к наступлению на Зейтун… Набат колоколов Зейтуна подал сигнал всем армянам взяться за оружие. Битва была ожесточённой. Армяне, занявшие укреплённые рубежи, нанесли сильное поражение иноплеменникам, отбросили их и достигли ставки Азиз‐паши, который едва спасся. Такое же поражение потерпел иноплеменный полк, наступавший со стороны церкви св. Богородицы.
Зейтунцы, укрепившиеся в ущельях и расщелинах гор, нанесли большой урон армии противника. Битва продолжалась с утра до полудня, и войска Азиз‐паши стали беспорядочно отступать. Зейтунцы до вечера их преследовали, уничтожив многих врагов. Часть этих войск отходила к Марашу; понеся большие потери, она лишь вечером едва достигла города. Другая часть, отступая по более короткому пути — слева и справа от Зейтуна, также была разбита в горах, ущельях, а значительная часть была сброшена в реку и утоплена».
Но султанское правительство решило любой ценой занять Зейтун. Азиз‐паша был отозван, и вместо него правителем Мараша был назначен Ашир‐паша, которому было поручено начать новый поход с ещё большими силами. Повстанцы в свою очередь готовились к отражению врага, но вскоре события приняли иной ход. В результате посредничества армянского патриарха в Константинополе начались переговоры между обеими сторонами; султан пошёл на этот шаг из опасения, что Франция, которая вела тогда активную захватническую политику на Ближнем Востоке, может воспользоваться создавшимся положением и совершить агрессию в Киликии. В результате переговоров было заключено соглашение, по которому правительство приостановило поход на Зейтун, а восставшие горцы согласились выплатить налоги и признать назначенного султаном правителя провинции — гаймагама.
Это соглашение не внесло существенных изменений в жизнь зейтунцев. Цель султанского правительства — овладеть Зейтуном, рассеять и уничтожить его армянское население — не была достигнута. Гаймагам, прибывший в Зейтун в 1865 г., следил за взиманием налогов, но его власть была формальной; в своих внутренних делах зейтунцы фактически сохраняли полунезависимое положение.
Героическое зейтунское сражение 1862 г. нашло широкий отклик в армянской действительности. Ряд представителей западноармянской демократической интеллигенции, установив связи с восставшими, старались снабжать их оружием и боеприпасами. Освободительную борьбу зейтунцев воспели многие известные армянские поэты, в частности М. Пешикташлян и С. Шахазиз. Армянское население Константинополя, особенно его демократические слои, с напряжённым вниманием следили за происходившими событиями и старались оказать материальную помощь своим соотечественникам, взявшимся за оружие. С этой же целью был организован сбор пожертвований среди армян Тбилиси, Москвы, Нахичевана и других городов. В многочисленных органах армянской периодической печати были опубликованы статьи, посвящённые героическому Зейтунскому восстанию.
Отклики на это восстание появились в русской и западноевропейской печати. Таким образом, значение вооружённого выступления армянских горцев вышло за пределы одной провинции. В отличие от восстаний предыдущего периода, это восстание приобрело общенациональный характер. Оно воодушевило армянский народ и оказало большое влияние на армянское освободительное движение последующих лет.
Спустя год после Зейтунских событий, в 1863 г., произошли волнения среди армянского крестьянства провинции Муш, а в 1865 г. — в провинции Чарсанджак. Поднявшиеся там против местных феодалов крестьяне направили делегации в Константинополь, прося Высокую Порту облегчить своё положение. Однако делегаты были арестованы, выступления крестьян подавлены, после чего сотни семей покинули Западную Армению и перебрались в пределы России — в Закавказье.
С целью организации армянского освободительного движения был основан ряд тайных обществ. Так, в 1872 г. в городе Ване образовалось общество под названием «Союз спасения» («Союз во имя спасения»). В него входили многие горожане и жители окрестных сёл — учителя, ремесленники, крестьяне, торговцы, духовные лица. Союз стремился с помощью России освободить народ от турецкого ига. Он развернул широкую деятельность — распространял листовки, послал в Тбилиси людей с просьбой о помощи и т. д. В одной из листовок общества говорилось: «Попрана наша честь, осквернены наши церкви, похищены наши девушки и юноши; открыто отняты наши права и прилагаются усилия к полному уничтожению нашей нации. Поэтому надо или умереть и не видеть этого ужасного положения, или возродиться на лоне родины. Чего же мы ждём? Поклянёмся же совместно и найдём путь к спасению…».
Общество «Союз спасения», однако, просуществовав около двух лет, распалось. Но армянское освободительное движение, направленное против турецкого господства, не затихало и в последующие десятилетия.
Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980