События в Нагорном Карабахе, начало которых относится к позднесоветскому времени, на протяжении последних 35 лет не прекращают привлекать к себе внимание, переживая периоды спада и активизации. Еще несколько лет назад карабахский конфликт относился к числу замороженных. Однако события осени 2020 г. существенно изменили расстановку сил в регионе.
В генезисе конфликта большую роль сыграло обращение обеих сторон к историческому прошлому: и Армения, и Азербайджан ссылались на партийные решения первых лет советской власти. Но, как справедливо отмечает современный исследователь С.М. Маркедонов, «сами эти итоги возникли не вдруг, они коренились в истории распада Российской империи и появления на ее месте первых наций-государств».
Когда исследователям доступно ограниченное число документов, существенное место в их работе занимают материалы периодической печати, на страницах которой нашли отражение те или иные сюжеты, связанные с трагическими событиями, развернувшимися на излете советской эпохи, демонстрирующие развитие карабахского конфликта.
Чтобы попытаться разобраться в позициях сторон конфликта, можно обратиться к выступлениям представителей Азербайджанской ССР и Армянской ССР, которые они озвучивали в ходе обсуждения партийных документов и на Съездах народных депутатов. Обе стороны констатировали тот факт, что ситуация вокруг Нагорно-Карабахской автономной области была связана с накапливавшимися в течение десятилетий проблемами, к которым относили «извращения в кадровой политике, которой были присущи клановость, землячество, угодничество, процветали приписки, злоупотребление служебным положением». «Дружбой народов» подменяли все проблемы, а их обострение относили лишь к проискам экстремистов и коррупционеров. И одна, и другая стороны отмечали, что большая часть вины лежит на бывшем руководстве Азербайджанской ССР и автономии, которое ущемляло жителей последней в правах. Кроме того, существовало реальное несовершенство в руководстве межнациональными отношениями. На этом точки соприкосновения в общем-то заканчивались.
Позиция азербайджанской стороны сводилась к следующему. Процесс перестройки вскрыл большинство проблем, существовавших в стране, к ним относились и вопросы межнационального взаимодействия, а в многотысячных митингах участвовали «не только те, кто хочет услышать ответ на наболевшие вопросы, но и те, за кем стоят влиятельные, антиперестроечные силы». Был сделан вывод о том, что невозможно решение вопросов в сфере межнациональных отношений путем давления и забастовок, призванных нарушить суверенные права республик. Именно с выступлениями подобного рода связывалось затягивание в разрешении конфликта.
Постановление Верховного Совета Армянской ССР о присоединении Нагорно-Карабахской автономной области и ряда населенных пунктов Азербайджанской ССР к Армянской ССР усугубило и без того взрывоопасную обстановку в регионе. Это политическое решение стало одним из главных аргументов, приведших в результате к обстрелам азербайджанских сел, находившихся на границе с Арменией. Это в свою очередь вынудило правительство Азербайджана обратиться к МВД СССР для выделения дополнительного военного контингента для размещения в приграничных районах.
Большое внимание уделялось миграционным процессам в регионе, вызванным напряженностью: десятки тысяч людей оказались без работы и жилья. По оценке депутата П.А. Азизбековой, 165 тыс. азербайджанцев из Армении и 50 тыс. армян из Азербайджана были вынуждены покинуть места своего жительства.
Первоначально руководство Азербайджанской ССР положительно оценивало действия центральных властей по введению особой формы управления в автономной области, подчинявшейся непосредственно Москве. Но развитие конфликта дало основание первому секретарю Компартии Азербайджана А.Н. Муталибову в 1990 г. прямо заявить, что позиция центра была непоследовательной: когда Е.К. Лигачев в Баку говорил о недопустимости изменения границ, А.Н. Яковлев в Ереване отмечал право народа на самоопределение. «Функционеры из центра, – заявлял Муталибов, – по сути дела превратили Азербайджан в полигон для обкатки непродуманных решений». Здесь же он называл военные формирования Армении «террористическими».
Правда, бывшее руководство Азербайджана в лице Г.А. Алиева отрицало какие бы то ни было претензии в свой адрес в период его руководства ЦК Компартии Азербайджана, указывая на отсутствие какой-либо межнациональной напряженности и на высокий уровень социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области, которая опережала среднереспубликанские показатели и Армении, и Азербайджана.
Несколько иная риторика была характерна для представителей Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области. По мнению депутата из Нагорного Карабаха, автономная область «была превращена в сырьевой придаток Азербайджана». Представители Армении искали свою правду в историческом прошлом. Истоки сложившегося положения они видели в практике периода культа личности и застоя, когда любые проявления национализма и межнациональной розни систематически замалчивались. Отмечалось, что притеснения армянского населения Нагорного Карабаха длились десятилетиями, а сам он «был изъят незаконным образом из состава Армении». Депутат от Степанакертского территориального избирательного округа Б.В. Дадамян прямо заявлял, что Нагорный Карабах – это «часть древнего армянского края Арцах», который по воле И.В. Сталина был передан Азербайджану. «В Армении проблема Нагорного Карабаха стала общенациональной идеей», – отмечал первый секретарь Компартии Армении С.Г. Арутюнян.
Тогда же возник и ряд других давно назревших проблем. В частности, была обозначена ситуация с положением «древнего армянского края» Нахичевани, которая также входила в состав Азербайджанской ССР. Армянские политические функционеры отмечали, что в школах Нагорного Карабаха не преподавалась история Армении, а памятники истории и культуры подвергались сознательному уничтожению. В этот период впервые на общегосударственный уровень вынесли дискуссию о признании геноцида армян в 1915 г., что было связано с решением Верховного Совета Армянской ССР и обращением последнего в Президиум Верховного Совета СССР.
Указывалось на недостаточные усилия, приложенные предыдущим руководством Армении к налаживанию диалога между республиками. Государственные органы попросту закрывали глаза на усиливавшееся межнациональное противостояние. Десятилетиями, по мнению партийного руководства республики, в автономии ущемлялись права армянского населения. Армения сталкивалась с противодействием при любой попытке налаживания отношений с Нагорным Карабахом: ни руководство Армянской ССР, ни интеллигенция не могли беспрепятственно посещать автономную область.
Армянской стороне казалось упрощением видеть в событиях вокруг Нагорного Карабаха действия лишь вышедших из-под контроля экстремистских групп. Они рассматривали проходившие митинги и демонстрации как недемократические формы стремления к демократии.
На заседании бюро ЦК Компартии Армении отмечалось, что многие органы власти не проявили своей принципиальной позиции, в результате чего начались межнациональные столкновения, которые повлекли за собой перестановки в республиканских органах: 13 руководителей были исключены из партии, другие – сняты со своих постов с выговорами.
Используя лозунги перестройки, первый секретарь ЦК Компартии Армении С.Г. Арутюнян пытался обосновать позицию армян Нагорного Карабаха как волеизъявление населения, а не «как посягательство Армянской ССР на территорию соседней республики», говоря о том, что суть спора не в территории, а в самоопределении. И именно этот вопрос стал наиболее острым в разрешении конфликта.
Иначе, нежели азербайджанские политики, в Армении оценивали деятельность Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной области. По мнению С.Г. Арутюняна, данный орган унаследовал все несовершенства, существовавшие и до этого, он не смог донести до центра чаяний армянского населения, поэтому у людей появилось недоверие к этой структуре, что снова привело к обострению обстановки. Первый секретарь ЦК Компартии Армении В.М. Мовсесян возлагал вину за неэффективность принимавшихся мер на Центр, которым в основу решения проблемы «была положена ошибочная политика паритета, одинаковой вины». Однако, не вдаваясь в подробности, он признавал и ошибки республиканской власти.
Как показали дальнейшие события, никакие «декоративные» мероприятия и заявления об интернационализме и дружбе народов не могли остановить развитие межнациональной напряженности. Последовавший развал Советского Союза привел к окончательному слому любых сдерживающих факторов, что вылилось в Первую карабахскую войну. Этот военный конфликт, окончившийся подписанием трехстороннего Соглашения о бессрочном прекращении огня, закрепил status quo за территорией бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. Более четверти века непризнанная Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) оставалась спорной территорией: Азербайджан настаивал на сохранении своей территориальной целостности в советских границах, Армения же считала достигнутое в 1994 г. соглашение достаточным, откладывая окончательное решение «карабахского вопроса». Но расстановку сил на Южном Кавказе существенно изменили события 44-дневной войны 2020 г. Результатом этого военного конфликта стал пересмотр достигнутых в начале 1990-х гг. соглашений: фактически две третьих территории непризнанной республики были заняты азербайджанской армией, а армянское население вынуждено покинуть этот регион.
С.Б. Манышев. Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура. Материалы Х Международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону), 2023 г.