Почти 70 лет, говоря о национально-территориальном устройстве бывшей Азербайджанской Советской Социалистической Республики (АзССР), как турки-азербайджанцы, так и коммунистические лидеры из Москвы апеллировали к Постановлению Кавбюро РКП(б) от 5 июля 1921 г. А в 91-ом, в год распада СССР и образования новых государств на постсоветском пространстве, разом забыли об этом! И новые московские лидеры, и турки-азербайджанцы. Последних можно понять. Ведь они в 1991 г. вообще отказались от правопреемства бывшей АзССР, оценив советизацию Азербайджана как его аннексию со стороны Советской России. В Москве же, видимо, решили предать забвению постыдное предательство Центра, в результате которого исконно армянский Карабах оказался «в пределах» интернациональной АзССР - «форпоста социализма на Востоке». А в рамках Минского процесса и вовсе не говорят об этом первичном правовом документе, объективная оценка которого могла бы вывести переговорный процесс из тупика, в котором он находится не один год. Здесь, как уверяют, заняты поисками политических, а не правовых решений урегулирования конфликта. Кажется, одни карабахцы не забыли о постановлениях Кавбюро РКП(б) по Нагорному Карабаху. И это понятно! Ведь именно это постановление является единственным основанием, так сказать, единственным документом о включении Карабаха в пределы бывшей АзССР.

Но обо всем по порядку.

Что было до постановления Кавбюро РКП(б)?

Правовая предыстория проблемы восходит к 1813 г., когда Восточное Закавказье, включая Карабахское ханство, в результате Русско-персидской войны по Гюлистанскому договору перешло от Персии к России. Новая геополитическая реорганизация региона была завершена в 1828 г. Туркменчайским договором, когда после взятия Еревана все Закавказье перешло в состав Российской империи.

Закавказье, как и ожидалось, оказалось одним из самых сложных с точки зрения этнополитических отношений регионов империи, где издревле проживали десятки народов и народностей. Последними здесь «прописались» тюркские кочевые племена, облюбовавшие во времена татаро-монгольских нашествий долины Куры и Аракса как отличные зимние пастбища. Вторгшиеся в ХVI в. в равнинный Карабах «пастушьи племена» были разношерстны по национальному составу. Карта Карабаха наших дней сохраняет память о конгломератных союзах этих племен. Населенные пункты Игирмидорт (в переводе - двадцать четыре) и Отузики (т.е. тридцать два) указывают на количество племен в былых племенных союзах. Племенной союз Игирмидорт, по свидетельству Шараф-хана Битли-си (XVI в.), составляли курдские племена. Мелкие тюркские племена были в составе союза Отузики. Возглавляло союз Отузики племя джеваншир, которое в начале XVIIIв. потерпело поражение от восставших против турок армян, возглавляемых Давид-беком. Впоследствии племя джеваншир было переселено Надир-шахом вглубь Персии - в Хорасан. Вернулось оно в равнинный Карабах в середине века, после смерти Надир-шаха.

В нагорную часть Карабаха, где проживали исключительно армяне, предводитель джеваншира Панах впервые вступил как союзник армянского мелика Шахназара, который вознамерился с помощью Панаха подчинить себе других князей-меликов. Но, пользуясь междоусобицей армянских меликов, поселившийся в крепости Шуши Панах объявил себя карабахским ханом. Кроме нагорной части края, Карабахское ханство включало и равнинный Карабах. Армянские князья-мелики в течение последующего полувека, вплоть до присоединения края к России, сохраняли свою самостоятельность, находились в политическом и военном противостоянии с наследниками Панаха, которые хотя и старались подчинить себе меликов, но не могли обойти их как во внутренних, так и во внешних вопросах. Не случайно переговоры с Россией, в том числе и от имени ханства (армянские мелики вели также и самостоятельные переговоры с российскими властями), главным образом вели армянские мелики и представители армянского высшего духовенства. Что касается экономического и культурного облика ханства, то никто до сих пор не ставит под сомнение, что оно в этом плане было армянским. Именно оседлые армяне создавали здесь материальную культуру, и их труд составлял основу экономического потенциала ханства (в начале XX столетия в столице Карабаха Шуши выпускалось несколько армянских газет, действовали армянские типографии, театры, школы, реальное училище и не выпускалась ни одна газета на тюркском языке).

С переходом Закавказья в состав России армяне связывали большие надежды. Ведь именно на основе карабахских армянских княжеств (меликств) в российских высших кругах намеревались возродить самостоятельное армянское государство. Но спустя некоторое время, после установления господства в крае, Россия неожиданно для армян стала проводить иную политику.

Для отрыва края от духовного и культурного влияния Персии Россия искала здесь враждебно настроенную против Персии силу и нашла ее. Политики империи вычислили, что опорой для достижения поставленной цели на востоке Закавказья могут служить местные турки - кавказские татары. Последние, как и персы, были шиитами. Но в Москве знали, что если подогреть националистические настроения, они будут превалировать над всеми остальными ценностями, в том числе и религиозными. В России вообще-то не без оснований считали, что остальные народы края не годятся для такой цели. Таты, курды, талыши - родственные для персов народы.

Языком их общения был персидский, и сами они говорили на диалектах этого языка. Армяне, имевшие тысячелетние культурные связи с персами, также не годились для региональной политики России. Потенциальными врагами персов в регионе могли быть лишь турки. Потому и в последующие десятилетия 19-ого столетия политика империи в регионе была направлена на повышение веса и роли тюркского этнофактора. В высших российских кругах стали «не замечать» другие, исповедующие ислам народы края. Все они были представлены как мусульмане. Далее последовало их отождествление с местными турками - кавказскими татарами. Нивелировке этнической пестроты края в пользу кавказских татар служили понятийные нововведения для описания этнополитических проблем и процессов. Категориальный дуэт «христиане-мусульмане» стал ключевым для создания нового (по существу двухцветного) национального портрета края. В нем этническая многоликость края специально была загнана вглубь и свертывалась в понятии «мусульмане». Вскоре естественным образом появилось новое клише - «армяне-мусульмане». Это было закономерно, так как христианами в крае в основном были армяне. Империя всячески притесняла армян и остальные народы в угоду кавказских татар, которых избаловала во всех отношениях. Так была положена основа тюркизации Восточного Закавказья в рамках России.

Правда, национальные традиции и экономический уклад турок (кавказских татар), а именно кочевой образ жизни, в дальнейшем не совсем способствовали успеху проводимой политики. Это дало себе знать особенно после того, как регион был вовлечен в водоворот капиталистического развития. Традиционно склонные к ремеслам, искусствам и наукам армяне быстро приспособились к новому образу жизни и экономическим отношениям, влились в стремительно растущие города и заняли ведущие позиции в экономике края, особенно в нефтепромышленности. Армяне здесь - и крупные нефтепромышленники, и основная часть инженерно-технического персонала, и наиболее сознательная часть городского пролетариата (как некогда было принято говорить). Не случайно, что армяне становятся проводниками проникавших из Европы и России радикальных социальных идей, резонаторами и «зачинщиками» социальных брожений. Это не остается незамеченным имперскими кругами. В начале века, в 1905-1907 гг., власти провоцировали межнациональные столкновения между татарами и армянами и стали закулисными организаторами армянских погромов. Именно так они наказали армян за социальное бунтарство (по сути, этот же сценарий был воскрешен союзным Центром в 1988 г., когда непокорность карабахских армян была наказана погромами в Сумгаите - в городе-спутнике Баку, а потом и по всему Азербайджану).

Как бы там ни было, в 1917 г. в начавшемся процессе распада Российской империи именно армяне и мусульмане стали главными этнофакторами в разразившихся спорах вокруг национально-государственного устройства Восточного Закавказья. Бескровный переход власти в руки Бакинской коммуны - легитимных властей Бакинской губернии в 1917-1918 гг. - отражал соотношение этнополитических сил в губернии. Коммуна пользовалась поддержкой армянского населения и, наоборот, была враждебно воспринята подавляющим большинством кавказско-татарского населения, уже зараженного бациллой пантюркизма.

В ходе распада империи первый раунд этнополитического спора вокруг национально-государственного устройства Восточного Закавказья завершился в пользу армян фактом установления Бакинской коммуны. Это было следствием сложившегося соотношения сил (особенно в городе). Вовсе не случайно, что во главе Бакинской коммуны стоял армянин по национальности, один из лидеров большевистской партии С.Г.Шаумян (в числе бакинских комиссаров было множество армян и лишь один кавказский татарин).

Это соотношение сил более отчетливо проявилось в 1918 г., когда, провозгласив Азербайджанскую Демократическую Республику (присвоив при этом название северо-западной провинции Персии), мусаватистское правительство было не в состоянии прибыть в Баку, в предполагаемую столицу «самопровозглашенной» республики.

Неизвестно, состоялась бы вообще эта республика, если бы не турецкая интервенция в Закавказье.

В сентябре 1918 г. турецкие регулярные войска во главе с Нури пашой захватили Баку, учинили резню более 30.000 армян, основных защитников города, и передали власть мусаватистам. Так на штыках чужеземных войск на востоке Закавказья возникло новое государство - докипрский опыт создания новых турецких государств на чужих этнических территориях, путем вооруженной интервенции и истребления коренного народа.

После взятия Баку турки предприняли попытку покорить остальные армянские регионы Восточного Закавказья. Силы были неравны. И, тем не менее, в смертельной схватке и ценой огромных потерь руководимым Национальным Советом карабахцам удалось остановить турок. Нагорный Карабах остался неприступным. Вскоре турки были вынуждены уйти из Закавказья. В Баку они оставили своих ставленников - правительство, советников и все, что только можно было оставить при формальном уходе.

Азербайджанская Республика была искусственным (в этническом, историческом, политическом смыслах) государственным новообразованием. Достаточно сказать, что согласно «заключенному» с Турцией договору (по сути дела Турция заключила договор со своими ставленниками в Баку), она не имела права войти в какие-либо отношения с другими странами без ведома и согласия Турции. Мусаватистская Азербайджанская Республика должна была стать ядром будущего Турана, связующим звеном между Турцией и Туркестаном (Средней Азией). Особое место мусаватистской Азербайджанской Республики в экспансионистских планах Турции вообще-то не скрывалось. Мусаватисты сразу взялись за их реализацию, предъявив огромные территориальные претензии ко всем соседям и представив в Лигу наций карту Азербайджанской Республики от моря до моря (от Баку до Батуми). Впервые появившееся государство дало новое название «Азербайджан» почти всему Закавказью (чтобы через некоторое время самим из кавказских татар «превратиться» в «азербайджанцев»). Мусаватистов не смущало, что на претендуемые территории они не имели ни исторического, ни политического права и не обладали фактическим контролем над ними. Важно было предъявить как можно большие притязания, чтобы в итоге добиться максимума. Как показали последующие события, эта тактика оказалась выигрышной. Ведь значится же на современных картах государство - Азербайджанская Республика - с названием, которое никогда в истории не применялось в отношении этого края! После предъявления претензий мусаватисты взялись за установление фактического контроля над претендуемыми территориями. На пути у них в первую очередь стоял Нагорный Карабах, где с лета 1918 г. вся власть была сосредоточена в руках легитимно образованных армянских властей - Съезда полномочных представителей населения Нагорного Карабаха и избранных на них Национального Совета. Де-факто Нагорный Карабах в 1918-1920 гг. представлял суверенное государственное образование, с которым правительству мусаватистской Азербайджанской Республики (после неоднократных неудачных попыток силой подчинить его себе) пришлось войти в договорные отношения. Нагорный Карабах выстоял. Более того, когда в апреле 1920г. в Баку мусаватистский режим был свергнут, Национальный Совет Нагорного Карабаха продолжал контролировать ситуацию в качестве легитимного органа самоуправления, по сути - государственной власти.

Мусаватистская Азербайджанская Республика покинула сцену истории без правопреемника и без международно-признанных границ. Более того, ее просьба вступить в Лигу наций была отклонена ввиду того, что она не имела стабильного правительства и фактического контроля над территориями, на которые она претендовала.

Летом 1920 г. ХI Красная Армия заняла Нагорный Карабах. Советской России, считавшей все «освобожденные» территории составными частями АзССР, пришлось вслед за Лигой наций признать Нагорный Карабах спорной территорией между АзССР и тогда еще несоветской Республикой Армения.

В России и без Лиги наций отлично знали, что Карабах - исконно армянская территория. Но летом 1920 г. Москва не хотела признавать его частью буржуазной, несоветской Армении. Она вела форсированную политику советизации Закавказья и просто откладывала вопрос до подходящего момента. Не случайно, что на следующий же день после провозглашения советской власти в Ереване Азревком декларировал признание так называемых спорных (на самом деле бесспорно армянских) территорий неотъемлемыми частями Советской Армении.

Казалось, притязаниям кавказских татар на Карабах положен конец. Но вскоре в Москве решили по иному распорядиться Карабахом. В целях экспорта революции на Восток было решено создать в Восточном Закавказье «крепкий вненациональный центр».

Мусаватистская идея большого Азербайджана была перехвачена большевиками. Теперь уже они взялись за создание большого Азербайджана, но уже в «красном исполнении» (в годы Второй мировой этот план чуть было не реализовался). Именно в этих целях в Центре было решено включить в состав АзССР исконно армянские области Нахичевань и Нагорный Карабах. Что касается Нахичевани, то она в 1921 г. аж дважды была передана АзССР. Во-первых, по российско-турецкому Московскому договору (16 марта 1921 г.), а затем по Карсскому договору (13 октября 1921 г.). Условие передачи Нахичевани АзССР было сформулировано предельно четко: эта армянская область в статусе автономной территории (а не государственного образования) передавалась под протекторат АзССР.

Вопрос же Нагорного Карабаха был пересмотрен 5 июля 1921 г. на Пленуме ЦК Кавбюро РКП(б). Накануне (12 июня 1921 г.) на основе декларации Азревкома и неоднократных актов волеизъявления населения этого края Нагорный Карабах был объявлен неотъемлемой частью Советской Армении. Так что на пленуме Кавбюро был поставлен вопрос о территориях, де-юре принадлежащих Советской Армении.

Формально вопрос о Нагорном Карабахе возбудил ЦК Азербайджанской компартии (АКП), принявший 27 июня 1921 г. особое постановление по этому вопросу, в котором, считая неприемлемым разрешение спора вокруг Нагорного Карабаха в пользу Советской Армении «ввиду безусловного экономического тяготения Нагорного Карабаха к Азербайджану», ЦК АКП постановил, что «единственным разрешением вопроса может быть широкое вовлечение армянских и мусульманских масс в дело советского строительства» (как будто в составе Армении этого нельзя было достичь).

На самом деле подлинным инициатором и дирижером пересмотра вопроса о переподчинении Нагорного Карабаха был Центр, который всячески при этом старался «остаться в тени» и соблюсти нейтралитет (как в Карсе, где договор был подписан всего лишь «в присутствии» Советской России). Однако надо полагать, что региональные лидеры РКП(б), члены Кавбюро, накануне пленума не были достаточно проинструктированы (партийно обработаны) для принятия столь несправедливого решения по Нагорному Карабаху. Поэтому 4 июля на первом своем заседании пленум после обсуждения вопроса открытым голосованием решил вопрос в пользу Армении. Нариманов протестовал и потребовал передать вопрос на окончательное решение ЦК РКП(б). Центру, возлагавшему надежды на понятливость большевистских лидеров провинции, пришлось проявить себя по партийному круто. В дело вмешивается Сталин, «случайно» приехавший на отдых в эти края. На следующий же день вопрос вновь ставится на обсуждение. Одна ночь, видимо, оказалась очень маленьким сроком, чтобы окончательно переубедить членов Кавбюро, несколькими часами раньше принявших решение в духе провозглашенных революцией принципов национальной и социальной справедливости. Поэтому на следующий день новый проект постановления Кавбюро даже не ставится на обсуждение (если бы Сталину удалось переубедить большинство членов Кавбюро, проект постановления вопроса, несомненно, был бы формально обсужден и принят). В ход пускаются нормы партийной дисциплины. Постановление считается принятым лишь в силу того, что оно было вынесено на обсуждение (хотя и не обсуждалось!).

Что же говорится в постановлении Кавбюро РКП(б) о Нагорном Карабахе?

Протокол заседания пленума Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 г. с участием члена ЦК РКП Сталина, членов Кавбюро Орджоникидзе, Махарадзе, Кирова, Назаретяна, Орахелашвили, Фигантнера, Нариманова, Мясникяна и наркома АзССР Гусейнова (последний не был членом Кавбюро и не имел право голоса на пленуме) предельно краток.

Повестка была сформулирована так: «Слушали: Т.Т.Орджоникидзе и Назаретян возбуждают вопрос о пересмотре постановления предыдущего Пленума о Карабахе». Речь идет о постановлении, принятом днем раньше без процедурных нарушений и в пользу Армении.

Далее следует текст постановления, в отличие от решения предыдущего дня без ссылок на обсуждение и голосование:

«а) Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г.Шуше, входящем в состав автономной области.

б) Поручить ЦК Азербайджана определить границы автономной области и представить на утверждение Кавбюро ЦК РКП.

в) Поручить Президиуму Кавбюро ЦК переговорить с ЦК Армении и ЦК Азербайджана о кандидате чрезвычкома Нагорного Карабаха.

г) Объем автономии Нагорного Карабаха определить ЦК Азербайджана и представить на утверждение Кавбюро ЦК».

Вот и весь текст постановления Кавбюро.

Если специально не искажать сказанное в этом документе, то придется признать, что в нем речь идет о национально-территориальном устройстве многонационального Восточного Закавказья, а точнее АзССР - «форпоста социализма на Востоке». Речь шла о регионе, где в 1917-1920 гг. разразились кровавые столкновения между двумя доминирующими государствообразующими факторами - мусульманами и армянами. Потому и постановление Кавбюро в первую очередь говорит о политической мотивации принятого решения: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами...». Все дело в том, что именно в мире между армянами и мусульманами Восточного Закавказья как сторонами спора вокруг национально-государственного устройства этого края, большевики усматривали непременное условие «победоносного шествия социалистической революции по Востоку». На примере АзССР большевики намеревались показать миру, каким образом на основе идей социализма и пролетарского интернационализма им удается решать извечный национальный вопрос.

В отличие от всех остальных советских республик АзССР была создана не по национальному признаку. И приписывалось ей название не национальное, а географическое (и то не собственное, а чужое, присвоенное). При образовании АзССР она не мыслилась как национальная республика кавказских татар, как тогда называли турок Восточного Закавказья. Северо-восток края всем был известен как Южный Лезгистан. Юго-восток (Талыш) - как земли талышей. На северо-западе были регионы исторического проживания удинов, армян, аварцев. Наконец, западные регионы края, издревле известные как Арцах (а с ХV в. как Карабах), исторически принадлежали исключительно армянам. Эти территории вплоть до ХIХ в. удерживались араншахиками, армянскими княжескими домами, в типичных для Востока формах полузависимых или вовсе независимых государственных образований (княжеств, царств, меликств, ханств).

Даже столь бесшабашно перекраивавшим карту большевикам не вздумалось на востоке Закавказья создать советскую национальную республику кавказских татар (потому и АзССР не был назван Кавказско-татарской Советской Социалистической Республикой). Более того, уже в процессе советизации Закавказья большевики всячески пропагандировали вненациональный характер АзССР. Известно письмо, которое летом 1920 г. видные деятели партии отправили в Центр, с предложением как можно больше территорий включить в пределы АзССР с целью создать здесь «крепкий вненациональный центр». Именно вненациональный, а не многонациональный. В последующем этот термин «вненациональный» был заменен его своеобразным синонимом из большевистского политического лексикона - термином «интернациональный». Весь советский период неустанно говорилось не просто об АзССР, а именно об интернациональной (т.е. вненациональной) АзССР.

Создание на востоке Закавказья вненациональной (т.е. интернациональной) советской республики было многоплановым ходом в геостратегии большевизма. Во-первых, это позволяло успокоить Иран, встревоженный возможностью появления у своих северных границ нового турецкого государства. Во-вторых, в этой вненациональной республике гораздо легче было объединить народы края со своими территориями. Это особенно касалось проживающих практически по всему Восточному Азербайджану армян, обширные этнические территории которых предполагалось включить в пределы АзССР. Чтобы понять авторов постановления Кавбюро, надо иметь в виду, что в Нагорном Карабахе тогда проживала всего лишь треть армянского населения, оказавшегося в пределах АзССР! Так что если даже Нагорный Карабах не включили бы в пределы АзССР, то армяне все равно остались бы вторым по значимости и численности этнофактором этой «вненациональной советской республики».

Все эти соображения и обстоятельства и обьясняют подлинный контекст политической мотивировки постановления Кавбюро. Фактически Кавбюро признает армян и мусульман сторонами спора вокруг национально-государственного устройства АзССР и оставляет Нагорный Карабах в пределах этой республики с целью установления мира между ними.

Далее. В этом же духе вышеизложенная политическая мотивировка дополняется экономическим обоснованием целесообразности включения Нагорного Карабаха в пределы АзССР: «Исходя... из постоянной экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его связи с Азербайджаном...». Как видим, в Постановлении Кавбюро нет ни единого слова о каких-либо правах (исторических, политических, юридических и т.д.) кавказских татар на Карабах. Речь исключительно идет о надуманной политико-экономической целесообразности включения этого края в пределы АзССР. Но формулировка «исходя... из постоянной связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его связи с Азербайджаном» интересна и в другом отношении. Она явствует, что авторы постановления, подчеркивая постоянную экономическую связь Карабаха с Азербайджаном, четко отмежевали друг от друга географические понятия Карабах и Азербайджан. В этом нет ничего удивительного. Ведь понятие «Азербайджан» применительно к востоку Закавказья тогда еще не устоялось. Карабах был известен как Карабах не одно столетие, а что понимать под Азербайджаном еще надо было выяснить. Мусаватисты в свое время хотели «подарить» это название не только востоку Закавказья, но и всему Закавказью и «превратить» практически всю Армению в Азербайджан. Но постановление Кавбюро, как говорится, ставит точки над «i», прямо указывая на то, что Карабах и Азербайджан - различные географические понятия. Постановление различает понятие «Азербайджан» (как географическое понятие) от понятия «АзССР» (как название республики). Потому и говоря о связи Нагорного Карабаха с Азербайджаном, Кавбюро постановляет оставить его в пределах не Азербайджана, а АзССР!

Почему же за армянами АзССР все же признается право обладать в Нагорном Карабахе формой национальной государственности, а именно - автономной областью с широкими правами? Казалось бы, в интернациональной республике можно было обойтись и без этого. Объяснение тут надо искать не только в исторических традициях обладания карабахскими армянами различными формами государственности и самоуправления, хотя и это имело немаловажное значение. Решающими, повидимому, были соображения национальной безопасности армян, со своими этническими территориями оказавшихся в пределах АзССР. Ведь еще свежи были раны от кровавых татаро-армянских столкновений и погромов, устроенных турками во время интервенции в Закавказье. Армяне не имели никаких оснований без особых гарантий безопасности образовывать

«единый государственный союз» с кавказскими татарами, проявившими не только нетерпимость, но откровенную агрессивность к ним. Полагалось, что бодро пропагандируемый тезис об интернациональном характере АзССР и предоставляемая широкая автономия могут развеять сомнения армян и повысить их уверенность относительно их национальной безопасности в пределах АзССР. Там надеялись, что на таких условиях карабахцы все же дадут согласие жить «в пределах» АзССР. Но все попытки эмиссаров из Баку убедить карабахцев путем ререферендума дать согласие на постановление Кавбюро оказались бесплодными. Народ Нагорного Карабаха считал это решение незаконным и неприемлемым для себя.

По тексту далее в постановлении говорится: «...оставить Нагорный Карабах в пределах АзССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г.Шуше, входящий в состав автономной области». Из этой формулировки видно, что Нагорный Карабах (весь Нагорный Карабах, а не территория автономной области, созданной в 1923г. на части Нагорного Карабаха!) был включен «в пределы» АзССР, с условием образовать там автономную область. Это чрезвычайно важное обстоятельство, которому, как правило, не придается особое значение в посвященных проблеме исследованиях.

Наконец, еще об одном примечательном моменте постановления.

Само вынесение вопроса на пленум ЦК Кавбюро РКП(б) свидетельствовало о том, что вопрос о Нагорном Карабахе никто не рассматривал как внутреннее дело АзССР. Это дополнительно подтверждается и пунктом "в" постановления, поручавшим Президиуму Кавбюро ЦК РКП «переговорить с ЦК Армении и ЦК Азербайджана о кандидате чрезвычкома Нагорного Карабаха». Кавбюро, таким образом, оставляет за Советской Арменией право принимать участие в формировании государственной власти в Нагорном Карабахе.

Что было после решения Кавбюро?

Сразу после пленума Кавбюро на заседании от 16 июля 1921г. ЦК Компартии Армении выразил свое несогласие с «принятым» решением.

Все советские годы армяне указывали на юридическую несостоятельность Постановления пленума Кавбюро ЦК РКП(б), сосредоточив внимание на следующих уязвимых моментах. Во-первых, указывалось на неправомочность этого неконституционного партийного органа (третьей стороны!) выносить вердикт по территориальным вопросам. Во-вторых, указывалось на грубые процедурные нарушения при обсуждении вопроса на заседании от 5 июля (в отличие от заседания 4 июля). В принципе, 5 июля Постановление не только не было обсуждено, но и не было поставлено на голосование. Следовательно, не было принято! Москва и Баку, умалчивая о процедурных нарушениях, невозмутимо парировали выпад о некомпетентности Кавбюро утверждением об отсутствии в те годы других легитимных органов власти. Мол, что поделаешь, таковы были условия! Что касается процедурных нарушений, то они упорно не обсуждались. В лучшем случае валили вину на Сталина. И не случайно. Ведь если признать правомочность Кавбюро и поставить на стол постановления от 4 и 5 июля, то придется заключить, что процедурно состоятельным является постановление от 4 июля, так как на следующий день проект нового постановления не был поставлен на голосование и, следовательно, не был принят!

Так или иначе, непринятое постановление Кавбюро было реализовано. Но с новыми нарушениями. Вопреки постановлению, автономная область была предоставлена не Нагорному Карабаху, а лишь части Нагорного Карабаха. Два года Баку тянул декретирование области и определение ее границ, чтобы под различными предлогами оторвать от области как можно больше территорий. В Баку вдруг вспомнили о курдах Лачина и Кельбаджара и решили на этой части Нагорного Карабаха создать еще одну автономию - Красный Курдистан. Чем это обернулось известно всем. Никакой Курдистан не был создан, зато от армянской автономии оторвали территории, превратив ее в анклав.

Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК) была декретирована лишь через два года - 7 июля 1923 г. Чтобы завуалировать отступление от постановления Кавбюро, Декрет АзЦИК-а Советов «Об образовании Автономной области Нагорного Карабаха» вводит в обращение новое понятие - «армянская часть Нагорного Карабаха». Напоминая о кровавых армяно-мусульманских столкновениях «в горах Карабаха и в других частях Закавказья» и подтверждая, что основной задачей Советской власти в Азербайджане является установление «братского сотрудничества народов в едином государственным союзе», АзЦИК постановил: «Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область как составную часть АзССР с центром в местечке Ханкенди».

Постановление Кавбюро было нарушено не только тем, что область была декретирована лишь на части Нагорного Карабаха, но и в пункте, относящемся к столице области. Кавбюро постановило образовать автономную область с центром в г. Шуши, а АзЦИК - в местечке Ханкенди. В Баку решили лишить армян возможности иметь г. Шуши - традиционную столицу Карабаха - в качестве центра автономии.

Вряд ли Баку осмелился пойти на такие нарушения в исполнении Постановления Кавбюро, если бы не молчаливое согласие на то большевистского Центра, где надеялись с помощью Советского Азербайджана как «факела социализма» зажечь пожар революции на Востоке. В Баку почувствовали, что Москва показывает зеленый свет вседозволенности в притеснениях армян во имя мировой революции. И то, что было признано за армянским народом АзССР и автономной областью, было завоевано не только в кровавых сражениях против турок и мусаватистов, но и активным (как вооруженным, так и политическим) сопротивлением произволу уже в советское время.

Что же было признано за автономной областью и армянским народом бывшей АзССР?

Во-первых, уже в декрете об образовании автономной области пришлось особым пунктом отметить, что «все пастбища, леса, сады и фактическое владение землей и водой сохраняется за нынешними владетелями». Это прямо указывает, что армяне области «вошли» в пределы АзССР со своими землями и остаются хозяевами этих земель.

Как национальное формирование область с образованием СССР стала единицей его национально-государственного устройства, и этот государственно-правовой статус законодательно был закреплен в Конституции СССР как единого союзного государства.

Неприкосновенность урезанных со всех сторон, но, тем не менее, установленных границ области в едином правовом поле Союза ССР и в соответствии с Законом АзССР о Нагорно-Карабахской автономной области гарантировалась юридической нормой, обеспечивающей область таким суверенитетом над своей территорией, каким обладали союзные республики: границы нельзя было изменить без согласия области.

НКАО имела квоту депутатских мест в высших законодательных органах Союза СССР - в Совете Союза и в Совете Национальностей СССР.

Согласно декрету АзЦИК-а Советов «О национализации государственных учреждений в АзССР», принятому еще в августе 1923 г., языком сношения с Автономной Карабахской областью был признан армянский.

Как видим, НКАО имела практически все те атрибуты государственности, которыми обладали бывшие союзные республики. И такой статус не был подарен области. Он был приобретен в вооруженной и политической борьбе. И этот статус имел международное признание постольку, поскольку НКАО была национально-государственной единицей Союза ССР как международно-признанного государства.

В советское время в пределах АзССР определенным государственно-правовым статусом обладало и армянское население республики, проживающее за пределами области. Уже самим фактом признания за ним права обладать в Нагорном Карабахе автономной областью как формой советской национальной государственности армянский народ АзССР был признан одной из государственных наций этой республики. Потому и национальные учреждения за пределами области (республиканская армяноязычная пресса, радио и телевещание, учебные заведения и т.д.) стали национальными учреждениями второй по численности государственной нации АзССР. Второй пост в иерархии государственных должностей - пост первого заместителя председателя ВС АзССР - законодательно был закреплен за армянином, председателем областного Совета народных депутатов НКАО. Таким образом, именно через НКАО как свое национальное государственное образование в составе АзССР, армянский народ этой республики был представлен в ее высших органах государственной власти.

За пределами области армяне, согласно вышеупомянутому декрету о национализации государственных учреждений, имели

«право обращаться в любое советское учреждение на своем родном языке, и все советские государственные учреждения обязаны были давать ответы на том языке, на каком подана бумага».

По всей республике армяне как представители государственной нации были освобождены от особого налога за обучение детей в высших классах средней школы. Этот налог в народе был известен как «лезги пулу». В Баку были бы не прочь обложить таким откровенно дискриминационным налогом и армян, если бы не их особый статус. Многие бедствующие лезгины и курды «записались в азербайджанцы», чтобы избежать этого налога. Центр закрывал глаза на все эти вопиющие несправедливости. Его Восточная политика для

«перекрестившихся» в азербайджанцев турок АзССР оказалась негласной санкцией на вседозволенность в национальных вопросах, что в конечном итоге привело к «сумгаиту», к геноциду одной из государственных наций бывшей АзССР.

 

Александр Манасян. «Карабахский конфликт. Ключевые понятия и хроника». Научно-образовательный фонд «Новаранк». Ереван, 2005