Армяне Донбасса: история, культура, содружество

Традиционно появление армян на землях современного Донбасса связывают с событиями в России, когда в 1780 г. армяне-григориане переселились к Дону, в район крепости святого Дмитрия Ростовского, согласно указу Азовской губернской канцелярии от 28 марта 1780 г. В.А. Пирко приводит данные первой переписи населения края в 1778 г. и считает, что этот процесс в регионе Донетчины начинается с образования г. Нахичевань и пяти сел, ставших центром переселения армян. Большинство исследователей (Л.О. Бабаян, И.Я. Гаюк, О.А. Габриелян, Дж. Галстян, Я.Р. Дашкевич, М.Г. Миргородская) связывают этот процесс с целевым выделением данных земель и земель юго-востока современной Украины с историей крымских армян и переселением христианского населения Крыма (армян и греков) в Азовскую и Екатеринославскую губернии.

В то же время исторические связи населения степей нынешнего Донбасса и Древней Армении имеют глубокие исторические корни. В качестве примера можно привести материалы исследования Л.Г. Шепко в Донбассе, в которых «на основе анализа одного из элементов сарматского декора выявлены аналогии, которые приводят к образцам древнеармянского орнамента». Элементы данного орнамента можно увидеть также на фасаде усыпальницы и поминального храма князя Буртелa в Нораванке, датирующихся началом XIV в. Автор правомерно ставит вопрос: «Где и как пересеклись художественные традиции Древней Армении и сарматских племен Приазовья?». Необходимо заметить, что материалы раскопок дают возможность говорить также о раннесредневековых памятниках как о торговых факториях на трассах Великого шелкового пути.

Имеются ли факторы, дающие возможность говорить о более ранних этапах рассматриваемых миграций? По-видимому, да. Это события, связанные с взаимоотношениями Византии с Киевской Русью (Константинополем, Трапезундом, византийскими городами Причерноморья и населением Поднепровья), которые, несомненно, существовали и о которых все чаще пишут. Существование волн армянской эмиграции связывают также с событиями, приходящимися на вторую половину XI в., когда после падения Ани, столицы Армянского царства, захваченной турками-сельджуками в 1064 г., тысячи беженцев устремились на запад, в христианские страны. Значимость торговых и экономических факторов, связи населения двух стран усиливалась на протяжении столетий и той борьбой, и сложной обстановкой, которую приходилось переживать Армении как в древности, так и в эпоху раннего Средневековья. Анализ собранных историко-географических и демографических данных дает возможность утверждать, что на процесс миграции армян влияют два основных фактора.

Во-первых, это большая подвижность армянских эмигрантов и армянских эмиграционных движений. Во-вторых, их характер. На первых этапах миграции непосредственно обозначилась четко выраженная профессиональная структура населения (преобладание ремесленников и купцов), а в последующем и бытовая. Указанные два фактора имеют большое значение при рассмотрении вопроса о развитии торговли и расселении армян не только в пределах прохождения трасс Великого шелкового пути. Историческая закономерность таких связей, часто циклично, повторяется и сейчас. В качестве примера можно привести небольшой экономико-политический сюжет недавних событий. Так, в Казахстане выразили большую заинтересованность в строительстве железной дороги Иран – Армения, поскольку она является целесообразным продолжением строящейся дороги, и выходе к черноморскому побережью. Уже были проведены переговоры с министерством Армении, рассмотрены перспективы реализации проекта.

Третьим, не менее важным фактором, является религиозная консолидация, а именно – армянская церковь. Значительное место и весомость роли церкви в исторической и культурной жизни армян на основе исторических данных и письменных источников хорошо представлены И.Я. Гаюк. Жизнь вдали от родины вынуждала армян всячески препятствовать процессу ассимиляции, создавая определенные механизмы для сохранения родного языка, религии и культуры. В этом процессе ведущая консолидирующая роль была возложена на общину и религию. Армянские священнослужители постоянно находились в центре религиозной, образовательной, культурной и даже деловой жизни армянских диаспор. Образование колоний фактически началось с переселения армян полуострова в 1778 г. в район современного Ростова-на-Дону. В Юзовке армянская колония, вероятно, была немалой, поскольку здесь функционировал армянский молитвенный дом (согласно записям о браке в паспорте Акопа Мурадова-оглы от 8.02.1911 г.), а позже была построена и церковь.

Если полную характеристику ранних этапов проникновения армянского населения на земли рассматриваемого региона на сегодняшний день предоставить трудно, то материалы последующих эпох, связанных часто с экономическими всплесками или подъемами в регионе, дают такую возможность. Поэтому изучение расселения и жизнедеятельности армянского населения, их роли в развитии экономики, культуры, искусства на востоке Украины является актуальным.

Новый экономический подъем региона Донецкого бассейна на рубеже XIX–XX вв. привлек на эти земли и армян, покинувших неспокойный Нагорный Карабах. В числе их была и семья Мурадовых (Мурадян), начавшая здесь очень полезное дело – выпечку хлеба. Уже в 1906 г. она имела собственную пекарню, зал которой украшала большая картина, изображавшая армянина-пекаря. Архивные данные конца XIX – начала ХХ вв. свидетельствуют о том, что на территории региона в то время уже была значительная община армян. В Луганске к концу 1905 г. насчитывалось более 100 семей. Широко известна в городе торговая сеть магазинов Костаняна, Меликяна. В списке купцов г. Славянска за 1903 г. мы находим фамилию А.К. Азадянц. В г. Бахмуте (Артемовск) среди хозяев городских деревянных лавок находим фамилию Я.С. Маркарьянц. Интересны и другие материалы Бахмутского уезда, в которых отражены данные о распределении армянского населения уезда по сословиям и состояниям. Но наибольшее количество армян в начале ХХ в. мы находим в г. Юзовке. В основном это были ремесленники: сапожники, столяры, слесари, пекари и торговцы. Известны мастерские: обувная Иосипа Петросяна, плотницкая Георгия Бабаняна, керосиновая лавка Аарона Казаряна. В Юзовке была армяно-григорианская церковь. В 1910 г. священником в ней был Довтьян Карапет Авдеевич. Ближайший армяно-григорианский религиозный центр был в Нахичевани, где находилась армяно-григорианская Свято-Крестовоздвиженская церковь и монастырь.

Следующий этап миграции армянского населения на земли Донбасса связан с событиями начала ХХ в. Международные перипетии в Европе и геноцид армян, начавшийся в 1914 г. и дошедший до кровавых событий в 1915 г. в Западной Армении, стали одним из поводов для притока новых беженцев-армян из Турции. Не всегда это были случаи прямого переселения на земли юго-востока Украины, а переселение на земли Кавказа, в Ставропольский край и Прикубанье, позднее – на земли юго-востока Украины.

Новая миграционная волна связна не только с постреволюционными событиями, но и с новым экономическим подъемом. Анализируя данные советского периода по материалам Донецкого областного архива, примерно можно проследить, как отразились на армянском населении региона процессы «культурно-национального подъема» и спада в 1920–1935 гг., экономические перестройки НЭПа. Индустриализация и коллективизация вместе с кампанией привлечения национальных меньшинств к работе в промышленности послужили причиной активизации миграции из села в город, повышения уровня урбанизации национальных меньшинств. Появились центры культурного возрождения, которыми стали национальные школы, пресса, культурные учреждения, театры, клубы, издательства. В 1927–1928 гг. в Донецке было 2 армянские школы, в которых было 8 групп, 6 учителей-армян, 236 учеников. И не только в Донецке, но и в Луганске, где были не только школы, но и театр, где ставили «пьесу-спектакль на армянском языке. 1 часть – ария из оперы “Ануш”, а второе отделение – концертное». Однако в последующие 1930-е годы все было ликвидировано.

Мы не будем подробно рассматривать события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., но должны отметить, что воины Армении отдавали свою жизнь за освобождение Донбасса. Нами собран большой материал с данными о более чем 500 армянах Армении, Азербайджана и Северного Кавказа, отдавших свою жизнь во имя великой Победы, во имя жизни на земле.

Новый послевоенный научный, экономический и культурный потенциал Донбасса связан с миграционными процессами. По мнению Артака Симоняна, священника армянской церкви Сурб Хач в г. Макеевке Донецкой области, наибольшее количество армян появилось здесь в послевоенное время и, в первую очередь, по экономическим причинам. В этот период на работу в Донецк приезжали горные инженеры, врачи, архитекторы, художники, офицеры и др., чтобы поднимать из руин промышленность Донбасса. Среди армян, приехавших в этот период в Донбасс, было много тех, кто стали выдающимися людьми, яркими личностями, отдавшими свой талант, силы и знания делу расцвета Донецкого края. Это выдающийся медик К.Т. Овнатанян, великий ученый, создавший школу хирургов, анестезиологов, урологов. В Луганске и сейчас работает лауреат Государственной премии Украины, член Международной ассоциации хирургов О.В. Вартанян. Большой вклад в развитие промышленности был сделан К.А. Закаряном, генеральным директором «Укрогнеупор». В угольной промышленности Донбасса хорошо известны Герои труда С.Г. Арутюнов, генеральный директор треста «Добропольуголь», главный инженер и конструктор угледобывающей техники С.М. Арутюнян, директор института угля С.А. Саратикянц, ученый Б.А. Чилингорян. Известны имена ученых и педагогов, профессоров В.В. Хачванкяна, главного редактора газеты «Армянский вестник-Наири» А.Х. Меликбяна, академика АНПИ Э.М. Софьянца.

События 1970–1990-х гг. значительно нарушили экономические и этнокультурные традиции в регионе, сложившиеся в предыдущие годы. За период с 1989 г. количество армянского населения в регионе увеличилось почти вдвое. По официальным данным переписи 2001 г., в Донецкой области проживало 15 734 жителя армянского происхождения. В последние годы, согласно данным статистики, количество армян выросло на 5 587 чел., т.е. в 1,6 раза. Только в Донецке их проживает более 4000 чел., в Краматорске – 1386 чел., в Константиновке – 906 чел.

Формирование армянской диаспоры г. Константиновки происходило в период с1970 по 2005 гг. Причинами миграции в период с 1970 по 1991 гг. стали события в Сумгаите, конфликт в Нагорном Карабахе, землетрясение в Спитаке. Именно тогда приехали в Константиновку армянские семьи из Карабаха, Армавира и Арарата. Массовая миграция армянского населения в город происходит с 1991 по 2005 гг. Причинами этой волны стали распад СССР, экономический кризис в Армении, военные действия в Нагорном Карабахе. Именно с переездом большого числа жителей из Гехаркунинского района Армении и из Еревана, с нехваткой рабочих мест и усугублением экономических проблем связывают формирование армянской диаспоры в городе. Если в 1986 г. армяне среди жителей города занимали 19-е место по численности населения, то согласно переписи 2009 г., в Константиновке проживают 1345 армян, и занимают они 3-е место. С 2005 по 2011 гг. тенденция притока новых мигрантов в город уменьшилась.

Армянская диаспора играет важную роль в политической, экономической и культурной жизни города. Необходимо отметить ее роль в административной структуре. Так, три представителя армянской диаспоры занимают депутатские места в городском совете, есть представители в городском суде, прокуратуре и милиции. Активность позиций, образование, работоспособность помогают адаптироваться в экономической жизни города, где армяне являются бизнесменами, банкирами, предпринимателями, учителями и политиками, артистами и музыкантами. И это не удивительно. Большой потенциал армянского населения в регионе известен не только в бизнесе, науке, культуре, но и в искусстве. Среди местного армянского населения, живущего в городах региона были и есть художники-армяне. Формирование коллекций художественных галерей и музеев региона указывает на это. Знакомясь с архивом и материалами коллекции Донецкого художественного музея, нам удалось выявить около восьмидесяти произведений искусства армянских художников и скульпторов. Не менее интересны материалы, собранные в Мариупольской картинной галерее, в которой много лет работал Вартанов Вартан Григорьевич – художник, историк и краевед. Предварительный общий анализ коллекций дает возможность говорить о наличии в музеях региона более 40 графических работ: линогравюры, офорты, эскизы. Это работы Абегяна Мегер Мануковича, посвященные Великой Отечественной войне. Необходимо указать и работы Айвазяна Владимира Тиграновича, отражающие бытовые и хозяйственные сюжеты эпохи социализма.

Знакомство с материалами других музеев региона позволяет нам привести интересные данные о сложном жизненном пути и некоторых полотнах одного из интереснейших наших современников известного художника-монументалиста Донбасса – Виктора Михайловича Арнаутова, родившегося в 1896 г. в с. Успеньевка Токмакского района Запорожской области. Среди современных известных художников необходимо назвать Агабекяна Мелика Хачиковича, родившегося в Сухуми. Не менее яркой и колоритной является живопись представительницы рода Агабекян – Лилии Александровны, родившейся в с. Щеки Азербайджана. Приведенные нами материалы открывают только одну из сторон, освещающих богатство мира культуры и искусства, свойственное армянскому населению Донецкого региона.

Швецов Михаил Львович – руководитель Донецкого центра Института востоковедения им. А. Крымского НАН Украины

"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону

Top