Армянская диаспора в социокультурном пространстве нэповского Владикавказа

Армянская община – самая первая и крупная в этнической структуре Владикавказа. История армянской общины Владикавказа насчитывает столько же десятилетий, сколько и сам город. Первые армяне – купцы и мастеровые – пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX в. возникла крепость, поставленная на южных рубежах огромной империи для надежной охраны Военно-Грузинской дороги. В новой крепости селились не только русские офицеры, осетины из близлежащих сел, были среди первых жителей Владикавказа и армяне, которых к 1897 г. насчитывалось 2043 чел. 

Первое упоминание о желании армянской общины иметь во Владикавказе церковь относится к 1839 г. В 1843 г. была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь (Сурб Григор Лусаворич), которая просуществовала более двадцати лет. Численность армянского населения быстро росла в связи с большим наплывом переселенцев из Армении и, частично, из Турции, и маленькая церковь не могла, особенно во время праздничных служб, вместить всех желающих. В архивных документах самые ранние сведения о строительстве армянской церкви во имя св. Георгия во Владикавказе датированы 1862 г.

Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Место строительства было осмотрено архитектором Сименсом и принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель». Армяне посчитали самым удобным для строительства место на старом бульваре, потому «что почти все они вблизи оного имеют жительство, так и потому еще, что помимо его пустопорожнего участка на приличном месте в г. Владикавказе нет».

В 1864 г. приступили к строительству нового каменного здания. Оно возводилось под руководством архитектора Симонса на средства прихожан и при деятельном участии начальника Терской области М.Т. Лорис-Меликова. Интерьер храма был расписан итальянскими художниками. 30 июля 1897 г. Астраханская армяно-григорианская епархиальная консистория обратилась к начальнику Терской области генерал-лейтенанту А.М. Смекалову с просьбой утвердить план расширения и перестройки церкви. 2 сентября 1897 г. было принято решение об утверждении приложенного плана и дано разрешение «возвести два новых боковых входа с колокольней». Сведений о перестройке церкви в архивных материалах не сохранились, но в историко-этнологическом исследовании З.В. Кануковой «Старый Владикавказ» сказано, что для осуществления этого плана были приглашены строители из святого Эчмиадзина. Средства на постройку были выделены Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией по велению Верховного Патриарха и Каталикоса всех армян Мовсеса I, а также местными прихожанами. Часть расходов взял на себя М.Т. Лорис-Меликов – человек, оставивший яркий след в истории города. 18 августа 1902 г. состоялось торжественное освящение церкви. В отличие от других храмов города за все время существования двери церкви не закрывались ни на один день. Вокруг святого места по традиции селились прихожане, в основном армянские купцы и мастеровые, которые торговали не только на рынках крепости, но и ближайших казачьих станиц и в осетинских селах.

До 1917 г. образование на армянском языке находилось под покровительством церкви. При церкви было два церковно-приходских училища – мужское и женское. Затем было основано одноклассное мужское училище. В результате неоднократных запретов и реорганизаций было образовано начальное училище под руководством Д. Нониянца. Попечителем была церковь, которая имела большие полномочия. В 1920-е гг. на армянском языке велось обучение в школе первой ступени № 20, большая часть учеников которой состояла из детей беженцев. 70 % армянских детей в возрасте от 8 до 13 лет были обучены грамоте – это был самый высокий показатель детской грамотности по городу. В феврале 1926 г. на объединенном заседании школьного совета и комсомола Владикавказской армянской школы было принято постановление о преобразование армянской советской школы первой ступени № 20 в семилетку.

Аналогичное постановление было вынесено общим собранием родителей и местного армянского общества в марте. Эти постановления были направлены в окружной отдел народного образования.

Преобразование армянской школы в семилетку явилось необходимостью из-за того, что:

1. Среди семитысячного армянского населения г. Владикавказа единственная школа обслуживала преимущественно рабочую и беднейшую часть беженцев-армян, большая часть которых составляли сироты. Будучи беженцами из турецкой Армении, они не владели русским языком, следовательно, и русские учебные заведения им были не доступны, куда главным образом шли дети имущих армян.

2. Из доклада соцвоса было известно, что в городских школах обучались дети армян числом 650 чел., из которых 300 чел. – в армянской школе, однако главная часть детей школьного возраста оставалась вне стен школы, следовательно, расширение армянской школы являлось одним из главных факторов для привлечения большого кадра учащейся молодежи в школу.

3. С новым направлением в русских школах было ясно, что окончившие первую ступень национальной школы не смогут поступить в соответствующие группы русских школ, так как они не имеют требуемых познаний по русскому языку. Вследствие чего должны остаться за бортом школы, а поступившие в прошлом году встретили затруднения в русском языке, и естественно имеют тяготение к своей национальной школе.

Значительное количество неграмотного населения среди армян говорило о необходимости создания сети школ ликбеза на родном языке, в результате чего было организовано 2 группы. В целях ликвидации неграмотности среди армян была проведена разъяснительная работа по вовлечению населения в школы ликбеза. Существовало 4 школы ликвидации неграмотности, которые охватывали до 120 чел. Работа среди женщин-нацменок проводилась по двум направлениям: по линии работы школы кройки и шитья и делегатских собраний. На армянском языке издавались и выписывались книги и газеты. Так, к примеру, из Армении выписывалась газета «Мурч у Мангах», которая распространялась бесплатно среди беженцев. Но в 1926 г. в результате полного отсутствия средств высылка газеты прекратилась.

Вся работа среди нацменьшинств г. Владикавказ проводилась, главным образом, через Бюро нацмен Владикавказского окружного комитета ВКП(б) и низовые нацменорганизации, партсекции. Вся политпросветительная работа была сосредоточена в нацклубах. В клубах проводились на национальных языках собрания, доклады, спектакли, вечера. Недостатками клубной работы являлось отсутствие средств и оборудования, неприспособленность помещений. Местом, где армянское население проводило определенную часть своего свободного времени, был клуб «Нацмен», который находился на ул. Кооперации (ныне ул. Куйбышева). Клуб являлся центром культурно- просветительной и политико-воспитательной работы среди нацменьшинств. В клубе проводились громкие читки и беседы по газетному материалу, выставки книг, литературно-художественные вечера читателей, велась работа по изучению психологических и бытовых условий жизни национальных меньшинств. При клубе работали драмкружок, музкружок, естественнонаучный кружок с антирелигиозным уклоном. Работа правления армянского клуба проводилась на воздухе, в виде прогулок, экскурсий на производства, различные учреждения, загородные прогулки. Так, Бюро нацмен в июле-августе 1926 г. организовало ряд экскурсий: в Дом охраны материнства и младенчества, музей, туберкулезный и венерологический диспансеры; автомобильную поездку в горы, прогулку на Редан, на завод Кавцинк, табачную фабрику.

Важнейшим показателем культуры населения являлось то, как оно проводило свой досуг. Продолжительный рабочий день оставлял слишком мало времени для получения образования, чтения, культурного отдыха в клубе, посещения театра. Но тем не менее, например, одна из комнат Армянского клуба была предоставлена для занятий с хором армянского композитора Сардаряна, прибывшего во Владикавказ с целью популяризации восточной народной музыки среди широких слоев населения.

Армянское население оставалось самой значительной по численности национальной группой города после осетин и русских. Одной из важных задач в работе среди нацменьшинств являлось вовлечение трудящегося населения в советское строительство. В 1920 – 1930-е гг. представители армянской общины получили значительное число голосов в местном совете. Среди избранных членов горсовета в 1925 – 1926 гг. их насчитывалось 31 чел. В 1926 г. армян- членов ВКП(б) насчитывалось 8 чел., кандидатов – 12, среди которых мужчин – 19, женщин – 1, рабочих – 8, крестьян – 2, прочих – 10, низшего образования – 19, среднего образования – 1. Членов ВЛКСМ насчитывалось 77 чел., пионеров – 47, членов профсоюзов – 3.

До середины 1920-х гг. существовали и армянские национальные общества: благотворительное, культурно-просветительское, комитет помощи беженцам-армянам. Они занимались проблемами беженцев из Западной Армении и Карабаха, организацией культурно-просветительской работы, выступая за сохранение и сбережение национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев и языка армянского народа.

Царикаева Анжела Руслановна – Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Царикаев Алан Тахирович – кандидат исторических наук, доцент, доцент Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону

Top