Армянское национальное культурно- благотворительное общество «Эребуни» во Владикавказе: итоги деятельности и перспективы

С середины ХIХ в. Осетия складывается как полиэтничный регион, где формировались этнические группы представителей европейских, российских и восточных этносов: армян, грузин, евреев, немцев, греков, поляков, татар, азербайджанцев, персов — и некоторых других народов. История этих переселенческих групп связана с миграционной политикой Российской империи, войнами, экономическими проблемами и другими причинами. Они с разной степенью успешности справлялись с адаптационными и интеграционными процессами, вырабатывали свою модель жизнеустройства, что позволило им не только сохраниться в условиях различных политических режимов, но и возродить диаспорную жизнь, а главное — избежать межнациональных столкновений.

Это в своем роде уникальное явление дает основание для презентации Осетии как лаборатории по изучению межэтнических отношений прежде всего диаспоры. Успешность адаптационного процесса определяется наличием и эффективным функционированием диаспорной инфраструктуры, т.е. совокупности конфессиональных, благотворительных, культурно-просветительских, образовательных учреждений, хозяйственных объединений. История формирования и жизнедеятельности армянской общины в Осетии показывает, что именно эти организации являются гарантом создания крепкой диаспоры, способной обеспечить своему народу комфортные материальные, этнопсихологические, культурные условия для сохранения своей самобытности за пределами Родины.

Кроме своих непосредственных задач указанные организации выполняли и выполняют функцию внутриэтнической консолидации, обеспечивают синергетические механизмы жизнеустройства, посредством которых складывается и манифестируется особый стиль жизненного поведения. Армянская община одна из первых создала во Владикавказе национально-культурное общество в перестроечные годы. Очевидно, здесь сыграл свою роль исторический опыт устройства и функционирования таких организаций, который армяне накопили еще в ХIХ — начале ХХ в. Активно действовало Владикавказское армянское благотворительное общество, а также Владикавказское отделение армянского благотворительного общества на Кавказе. Оно было подотчетно Городской думе и общему собранию армянской городской общины, ежегодно утверждавшему смету доходов и расходов. Эти собрания проходили в доме у церкви, на них решались все жизненно важные вопросы о церковной деятельности, о школах, об участии армян в городской жизнедеятельности.

При владикавказской Армяно-григорианской церкви было создано «Армянское для всепомоществования учащимся общество» во главе со священником П. Кусакянцем (Гусикянцем). Церковь ежегодно выделяла 1 тыс. руб. «Армянскому для всепомоществования обществу» на содержание школ. Согласно переписи 1926 г., во Владикавказе проживало 6,5 тыс. армян (по другим данным — 8 тыс.), они были самой крупной этнической группой, что обеспечило им значительное представительство в местных советах. В середине 1920-х гг. во время выборной компании избирательные участки создавались по национальному признаку. Среди депутатов было много армян — 46 человек в 1929 г. Армянская партийная секция существовала также при органах исполнительной власти. До середины 1920-х гг. существовали и армянские национальные общества — благотворительное, культурно-просветительское, комитет помощи беженцам-армянам. Они занимались проблемами беженцев из Западной Армении и Карабаха, организацией культурно-просветительской работы. Активно действующий комитет помощи беженцам прекратил свое существование в связи с открытием армянской секции при партийном комитете. Армянская общественность сумела в годы нэпа восстановить свою школу.

Армянская община одна из первых в 1987 г. создала в Моздоке национальный клуб «Арарат», в 1989 г. — во Владикавказе армянский клуб «Наири», который ставил перед собой культурно-просветительские цели, популяризацию армянской культуры. В апреле 1991 г. оно было преобразовано в национальное культурно-благотворительное общество «Эребуни». Главной задачей общества является рост общественно-политической, культурной и экономической активности армянского и других народов, проживающих в Осетии. Общество ставит перед собой цели консолидации армянской диаспоры, укрепления национального самосознания, создания условий для изучения родного языка, возрождения традиционной семейной и календарной обрядности.

«Эребуни» налаживает связи с правительственными экономическими организациями и учреждениями Российской Федерации, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Армения, с Армянской апостольской церковью. «Эребуни» работает в неразрывной связи с Армяно-григорианской церковью, они являются соорганизаторами многих зрелищных мероприятий. Большое внимание общество уделяет изучению родного языка, литературы, истории и культуры армянского народа. Создана богатая библиотека из произведений армянских писателей и историков на армянском и русском языках. При обществе основан хоровой коллектив «Наири», детский фольклорный ансамбль.

Консолидирующим фактором для армянской общины стало установление в апреле 1995 г. во дворе армянской церкви хачкара (в переводе — каменный крест) — памятника традиционного армянского искусства, посвященного светлой памяти армян Осетии, павших в годы Великой Отечественной войны. Для его освящения из Сочи прибыл викарий Езник Тер-Петросян. В открытии хачкара принимала участие не только армянская община, но и горожане других национальностей, среди которых много прихожан этой церкви, а также руководство республики. Общественная автономная национально-культурная организация (далее — ОАНКО) «Эребуни» проводит ежедневную, кропотливую и, на первый взгляд, малозаметную работу. Но если посмотреть более пристально, найдутся сотни примеров активнейшей и бескорыстной работы. Так, на воспитании интернационализма и уважении к любому человеку можно воспитать самосознание и достоинство нации.

Этому способствует работа, проводимая по инициативе Министерства Республики Северная Осетия – Алания по вопросам национальных отношений, Республиканским домом дружбы и общественным движением «Наша Осетия» — уникальным явлением общественной жизни, которое консолидирует все многонациональное сообщество республики. Приведем несколько примеров такой деятельности. Круглый стол на тему «Диалог культур как фактор развития межнациональных отношений». Подчеркивалась роль национальных культурных центров, взаимодействие с органами государственной власти и образовательных учреждений, и СМИ. В актовом зале школы № 40 прошел праздник: «Владикавказ — город многонациональный». Зрители познакомились с обычаями, традициями, кухней, историей праздников «Сурб Саркис» и театрализованным представлением «Вардавар». В зале Дома дружбы проводились мероприятия «День семьи», «День матери», вечера национальных культур, фестивали, «Мисс Армения Осетии». Ежегодно совместно с Армянской апостольской церковью проводится траурная панихида у хачкара — памяти жертв геноцида в Османской империи, в День Победы проводятся панихиды по погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Придавая большое значение приобщению молодежи к национальной культуре, Совет общества приложил много усилий к созданию фольклорного ансамбля «Эребуни». Первостепенное значение ОАНКО «Эребуни» придает изучению языка, литературы, истории, культуры армянского народа. При обществе существует богатая библиотека, книжный фонд которой насчитывает более 2 тыс. изданий и состоит из произведений армянских писателей и историков на армянском и русском языках. Она передана в дар обществу от научной библиотеки по инициативе Э.Р. Гаспарян. Большую помощь в работе Совета оказывают предприниматели. Благодаря их финансовой поддержке организация продолжает существовать и решает задачи, стоящие перед ней (П. Акопов, Т. Арутюнов, А. Манукян, Ю. Мардеян, Р. Медзерянц, В. Манасян, С. Мурадян, А. Оганесян).

Участвуя в возрождении народных традиций и обычаев, ОАНКО «Эребуни» способствует не только сохранению этнической самобытности армянского общества, но и знакомству иноэтнического окружения с национальной культурой армянского народа, а через него — большему межэтническому взаимопониманию. Такой вариант этнокультурной адаптации стал возможен благодаря синергетическим способностям диаспорной группы армян, а также традиционной для Осетии атмосфере межэтнической толерантности и взаимоуважения.

А.Э. Айларов.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.