Деятельность органов городского управления по благоустройству Нахичевани-на-Дону (вторая половина XIX - начало XX веков)

Не секрет, что благоустройство любого города и создание комфортных условий для его жителей напрямую зависит от эффективной деятельности органов городского управления. В этом плане весьма интересен опыт деятельности на этом поприще городского управления армянского города Нахичевани-на-Дону, по ряду известных причин возникшего на территории Российской империи.

Как известно, Городовое положение 1870 г. ликвидировало магистраты и ввело представительные органы городского управления – Городскую думу (законодательный орган) и Городскую управу (исполнительный орган). Именно на них отныне легло тяжелое бремя решения городских проблем. В этих условиях огромная ответственность за решение городских проблем персонально возлагалась на гласных Городской думы и членов управы, возглавляемых городским головой.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют воссоздать общую картину деятельности Нахичеванской Думы и Управы на этом поприще. Поистине революционные перемены, коренным образом изменившие облик города, произошли в 1870-1900 гг.

Все важнейшие преобразования были результатом энергичной и четкой деятельности городского управления. Первоначально намечаемые мероприятия рассматривались на заседаниях Городской думы, а уже затем постепенно претворялись в жизнь. Так, например, в 1893 г. на заседаниях Думы рассматривались вопросы, касающиеся проведения в городе электрического освещения, постройки зданий для городских начальных училищ, устройства террасы на месте снесенных торговых рядов, учреждения адресного стола, покупки частных владений для городских нужд в целях урегулирования спорных вопросов относительно центральных районов города, строительства барака для заразных больных, учреждения в Нахичевани особого городского полицейского управления, устройства городских центральных боен, сооружения фильтра, осадочного колодца и резервуара для родниковой воды, дальнейшего замощения города, открытия памятника императрице Екатерине II и Александровской колонны, посадки деревьев на городских площадях, освещения окраинных улиц и линий города. В следующем, 1894 г. Дума рассматривала такие важные для города вопросы, как сооружение здания для Управы и театрального зала, принятие на баланс города очистку улиц и тротуаров, учреждение в г. Нахичевани ярмарки и т.д.

В 1895 г. в Думе рассматривались вопросы, связанные с учреждением городской аптеки, созданием среднего промышленно-технического училища, огражденим от присвоения городских пустопорожних земель, постройкой здания для городской библиотеки, со строительством центральной станции трех железных дорог на земле города и проведением ветки к Хлебной площади, открытием начального женского Ольгинского училища, введением в черту городского поселения местности между Ростовом и Нахичеванью и т.д.

В 1896 г. Дума обсудила вопросы о сооружении обходного канала и гавани на левом берегу реки Дон, о постройке театра, об устройстве городской богадельни, об открытии мужского начального Георгиевского училища, об устройстве станции электрического освещения и т.д. Уже этот список рассматриваемых вопросов свидетельствует о том, насколько широка и разнообразна была инициатива городского управления, в сфере внимания которой оказались вопросы внешнего благоустройства, экономической и культурной жизни города. Но одно дело возбуждать вопросы на заседаниях Думы, другое – их практически решать.

Практическое решение вопросов городского благоустройства первоначально возлагалось на созданную в 1888 г. специальную комиссию по благоустройству, в состав которой вошли десять гласных: М. И. Балабанов, П. Е. Хатранов, А. Х. Хазизов, Е. Е. Когбетлиев, Н. С. Магдесиев, С. К. Хирджиев, С. А. Аджемов, А. Ф. Хадамов, С. Х. Арутюнов, А. И. Тер-Акопов. На первом заседании комиссии председательствующий М. И. Балабанов, не входя в суть дела, осветил те вопросы, которые требовали первостепенного разрешения. К ним он отнес мощение города «улучшенным способом», благоустройство набережной и очистку реки, улучшение освещения города, проведение городской канализации, строительство зданий для городской больницы, центральной бойни и скотоприемного двора, воздвижение колонны в Александровском саду в честь 25-летия царствования императора Александра II, застройку пустопорожних участков в городе, приобретение опустевших корпусов вокруг Собора с последующим их сломом и очисткой места, строительство здания городского театра, раздачу участков под дачи по Безымянной балке. Тщательно обсудив выдвинутые вопросы, комиссия признала наиболее актуальными строительство колонны в честь 25-летия царствования Александра II и сооружение пожарной каланчи над зданием главного резервуара.

Что же было реально сделано из того, что намечалось городскими властями? Серьезное внимание городские власти уделяли благоустройству улиц и площадей города, особенно их замощению. Последний вопрос представлялся особенно актуальным. Так, М. Сарьян, вспоминая свою немощеную улицу, писал: «весной при оттепели и осенью от дождей она превращалась в непролазное болото, в котором даже застревали фаэтоны с лошадьми. Люди, еле-еле пробиравшиеся вдоль заборов, теряли галоши. По всей улице жители клали доски, создавая мостки для переходов».

Поскольку дорожное строительство требовало значительных затрат, постановлением Городской Думы от 26 марта 1876 г. было принято решение о создании Комитета по устройству мостовых и возложить на него обязанности по изысканию средств к постепенному замощению улиц и ремонту существующих мостовых. В 1876 г. Комитетом было принято решение об устройстве тротуаров перед частными домами за счет их владельцев. Но постановление по вопросу о замощении улиц, как следует из источников, распространялось и на общественные организации. Так, 6 апреля 1902 г. Нахичеванское духовное правление было привлечено мировым судьей 6-го участка к ответственности «за немощение асфальтом тротуара перед пустопорожним местом на Полицейской площади, принадлежавшем Армянскому духовному правлению».

В 1890 г. на мощение и ремонт дорог в Нахичевани-на-Дону было из городского бюджета выделено 28.000 рублей. Помимо этого, были изысканы и дополнительные средства – деньги, вырученные от продажи земли под частные домовладения и дачи. 27 мая 1884 г. Городской Управой был утвержден закон о взимании полукопеечного сбора от отпускаемых за границу товаров. Вырученные средства предназначались для ремонта портовых сооружений и мощения улиц, по которым в порт подвозились грузы. В 1899 г. за счет средств полукопеечного сбора в городскую казну поступило 42.410 рублей, в 1890 г. – 48.313 рублей, в 1891 г. – 38.057 рублей. Эти средства должны были пойти на обустройство городского порта, каменной набережной и наплавных мостов через реку Дон и его протоки. Составление технических проектов было поручено инженеру К. О. Гринбергу.

В мае 1890 г. начались работы по замощению спусков по 1-ой, 2-ой, 13-ой, 14-ой, 19-ой, 20-ой, 29-ой, 30-ой линиям, благоустройству набережной и замощению Соборной улицы, которая имела особое значение, т.к. к ней примыкали все линии, соединяющие Хлебную площадь с набережной города. К 1901 г. практически все улицы города были замощены. Исключение составили лишь 1-ая и 2-ая Степная, а также 1-ая и 2-ая Федоровские улицы. Для мощения улиц в городе использовался «темерницкий камень».

Местная газета «Донская пчела» напрямую связывала благоустройство улиц с заметным оживлением городской жизни и деятельности. С другой стороны, создание комфортных условий в городе приводило к притоку сюда переселенцев.

Важным направлением деятельности городского управления было обеспечение освещения города. Первые сведения о городском освещении относятся к 1872 г. Согласно отчетам Нахичеванской городской управы, в 1872 г. в городе было установлено 200 керосиновых фонарей, а к 1893 г. число этих фонарей уже возросло до 281. В том же 1893 г. Нахичеванская городская управа поставила вопрос об электрическом освещении центральных улиц и площадей города.

Проект и расчет этого были произведены инженером К. Зигелем. В сентябре 1893 г. работы по устройству электрического освещения города были в основном завершены. Электрические фонари были установлены в центре перекрестков таким образом, что одновременно освещали и главные улицы, и перекрестки. Электрическим освещением были охвачены главные улицы Нахичевани-на-Дону: 1-ая и 2-ая Соборные, 1-ая и 2-ая Георгиевские, 1-ая и 2–ая Софиевские, такие важнейшие городские площади, как Полицейская, Бульварная, Екатерининская, Базарная, помещение Городского театра и Коммерческого клуба, а также прилегающий к нему парк. Устройство электрического освещения обошлось городской казне в 26.000 рублей.

В 1900 г. Городская управа после торгов заказала чугунолитейному заводу М. К. Дутикова отливку 50 одиннадцатипудовых чугунных фонарных столбов по цене 20 рублей каждый, обязав изготовить их к 1 июня 1900. 11 июля заказ был принят членом управы Л. А. Аладжаловым.

Электрическое освещение Нахичевани-на-Дону было организовано настолько образцово, что в Городскую думу поступали запросы из таких городов, как Астрахань, Аккерман, Бердянск, Кутаиси, Таганрог, Харьков с просьбой о консультациях по данному вопросу. Примечательно, что в соседнем Ростове электрическое освещение появилось тремя годами позже.

Город Нахичевань-на-Дону, возникший как торговый центр, нуждался в надежных коммуникациях по доставке товаров, в первую очередь – в мостах. Уже в 1851 г. нахичеванское общество впервые подняло вопрос о сооружении наплавного моста через Дон. Но тогда вопрос не был решен из-за различных бюрократических проволочек. Свое обращение городской голова Г. Г. Ходжаев мотивировал тем, что через Дон проходит огромное число грузов. В 1873 г. были объявлены торги на сооружение двух наплавных мостов, примерная сумма которых по смете составила 32.275 рублей. Первый наплавной мост был сооружен в городе в 1874 г. Он состоял из отдельных частей, называемых плотами. Но временный наплавной мост, естественно, не мог удовлетворить потребность в интенсивном движении по нему различных товаров. Кроме того, ежегодно весной за счет Городской управы сооружался временный мост через реку Темерник. Этот мост являлся единственной переправой, обеспечивающей торговые контакты местного населения с жителями Кубанской и Терской областей.

В 1892 г. было принято решение о проектировании понтонного моста. В ноябре 1895 г. строительные работы были завершены, и в 1899 г. мост был сдан в аренду Городской управой. Чуть раньше, в 1894 г., была построена городская набережная. До 1880-х годов в Нахичевани-на-Дону не было собственной телефонной связи. В этом новшестве ростовчане обошли нахичеванцев: в 1886 г. Городской голова А. М. Байков заключил контракт с Главным управлением почты и телеграфа об устройстве и эксплуатации телефонного сообщения в Ростове. 18 сентября 1886 г. Ростовская управа ходатайствовала перед Нахичеванской управой о разрешении установить телефонные столбы на улицах Нахичевани. В 1886 г. Нахичеванская управа дала на это согласие. Многие нахичеванцы изъявили желание установить в своих домах телефонную связь. Согласно документам Городской Управы, подобное желание изъявило 70 семей нахичеванцев. Эту услугу они оплачивали сами, а за телефоны, установленные в государственных учреждениях, управа платила в казну Ростовского общественного управления.

Вопрос о снабжении жителей водой является первостепенным для любого города. Не был он исключением и для Нахичевани-на-Дону. В 1879 г. На заседании Городской думы городской голова И. Аладжалов внес предложение о строительстве водопровода. 3 марта 1883 г. Городская управа опубликовала объявление, в котором приглашала желающих «принять на себя» устройство в Нахичевани городского водопровода». Первоначальный проект, разработка которого была поручена горному инженеру А. В. Конради, ввиду несоответствия его условиям города, потребовал внесения в него серьезных изменений и дополнений. Достаточно сказать, что первоначально предполагалось снабжать город как речной водой (для технических нужд), так и родниковой (для питья), однако от этой идеи по техническим причинам пришлось отказаться.

К техническим сложностям прибавились и финансовые. И здесь свою помощь городскому управлению предложил гласный, будущий городской голова М. И. Балабанов. В своей служебной записке, поданной в Думу, он пояснил, что «подобные сооружения не осуществляются наличными средствами города, но последние в связи с важностью предприятия, дают городу возможность находить средства посредством займа». В деле получения займа в сумме от 100 до 200 тысяч под 7% годовых сроком на 10 лет он предложил свои услуги.

Предполагаемый заём, по его мнению, мог быть обеспечен определенным количеством городской земли. Городская Дума нашла эти условия вполне приемлемыми и, таким образом, необходимые средства были найдены.

Строительство водопровода завершилось в 1889 г. и обошлось городской казне в 20.000 рублей. Протяженность магистральных линий составила 26 верст. Водоразборные будки устанавливались на центральных площадях и перекрестках улиц и линий. Водопровод был проведен в такие общественные учреждения, как Городская больница, городская богадельня, Гогоевское училище, Духовная семинария, а также в ряд заводов и церквей. Некоторые зажиточные нахичеванцы провели водопровод и в свои дома.

Ещё одной важной проблемой городского управления было решение транспортных проблем. В 1878 г., выступая на заседании Думы, городской голова говорил о том, что «вопрос о путях сообщения по отношению к благосостоянию и благоустройству городов представляет первостепенную важность» и пришел к выводу, что существующие на данный момент средства передвижения как в самом городе, так и между Нахичеванью и Ростовом уже не отвечают насущным требованиям жителей обоих городов. Он предложил соорудить конно-железную дорогу от Нахичеванского Собора до станции Ростов Владикавказской железной дороги. С этим предложением он обратился к Ростовскому городскому голове, выразив уверенность, что его инициатива будет поддержана ростовчанами. 8 августа 1899 г. Городская управа подписала с Бельгийским акционерным обществом контракт на строительство Конно-железной дороги, которая была сооружена менее чем за год. Её торжественное открытие состоялось 9 мая 1890 г. Но очень скоро, в 1902 г., ей на смену пришел трамвай. Городская управа контролировала работу общественного транспорта, и в случае сбоев в её работе ответственность (в том числе и финансовая) возлагалась на Бельгийское акционерное общество.

Успехи, достигнутые в благоустройстве Нахичевани-на-Дону, свидетельствуют о продуктивной деятельности городского управления, подавляющее большинство руководства которого составляли крупные купцы и предприниматели. Эффективность деятельности городского управления напрямую зависела от наполняемости городской казны. Как известно, для этой цели существуют два способа: 1) простое увеличение налогов; 2) устройство доходных предприятий города. Первый способ – самый простой и легкий для городских властей, но невыгодный для простого обывателя. Второй – более сложный и хлопотный, но более выгодный как для горожан, так и для самого города, поскольку созданные предприятия не только удовлетворяют потребности жителей, но и отчисляют налоги в городскую казну.

Интересно привести некоторые цифры, касающиеся стоимости сооружений, реализованных с 1883 по 1897 гг.: мостовые и тротуары – 300 000 рублей, водопровод – 250.000 рублей, конно-железная дорога – 100.000 рублей, театр – 50.000 рублей, здание городской больницы – 50.000 рублей, здание женской гимназии – 75.000 рублей, электрическое освещение – 30.000 рублей, памятник Императрице Екатерине II и Александровская колонна – 13.000 рублей, здание пожарного депо – 6.000 рублей, здание начальных школ – 55 тыс. рублей, крытые рынки – 6.000 рублей, санитарный обоз – 5.000 рублей, бассейн на Полицейской площади – 4.000 рублей, различные постройки на базаре – 1000 рублей. Общая сумма, затраченная на благоустройство города за отчетный период, превысила 1 млн. рублей.

Обычно люди селятся в городах, наиболее комфортных для проживания. По некоторым данным только за 8 лет – с 1889 по 1896 г. – население Нахичевани-на-Дону увеличилось с 20 до 30 тыс. человек. Едва ли эти 10 тысяч новых жителей, среди которых подавляющее большинство составляли русские, поселились бы в непригодном для проживания армянском городе. Все это как нельзя лучше благоустройства родного города и создании комфортных условий проживания для его жителей. Поэтому не случайно справедливое замечание автора статьи о Нахичевани в «Донско-Азовском календаре» о том, что «городское руководство сумело поставить внутренние дела города на завидную ступень совершенства и благополучия».

Саркис Казаров,

Арменоведческие вопросы, Бюллетень Ереванского государственного университета, 2015

Top