Роль Московского Лазаревского института восточных языков в культурной жизни армянского населения Северного Кавказа XVIII-XIX вв.

Газета «Пятигорское эхо» сообщила, что 19 сентября 1916 года в Кисловодске скончался почетный опекун и попечитель Лазаревского института восточных языков шталмейстер Высочайшего двора князь Семен Семенович Абамелик-Лазарев. Он стал последним отпрыском по мужской линии рода Абамелик - Лазаревых.

Старинный армянский дворянский род Лазаревых известен с XIY века. На протяжении длительного времени они занимали важные государственные должности при дворе персидских шахов. Но в связи с нестабильным положением в условиях политического и экономического гнета в 1750 году Лазаревы эмигрировали в Россию. Один из них, Иван Лазаревич Лазарев, переезжает в Санкт-Петербург и быстро делает придворную карьеру, приобретает связи в высшем свете и правительственных кругах. Он ссужал крупные суммы денег многим высшим государственным сановникам. С его именем связана громкая история царских алмазов, подаренных графом Орловым Екатерине II в день ее рождения. В купле-продаже этих крупнейших алмазов и в Связанных с этим делом тонких политических и дворцовых интригах Лазарев сыграл одну из ведущих ролей.

В конце XYIII века Лазарев выполнял наиболее сложные и ответственные поручения дипломатического и финансового характера как правительства, гак и самой императрицы, а позже и при дворе Павла I. Его советами часто пользовались при определении и решении важнейших задач русской политики на Востоке.

В мае 1774 года Лазаревым жалуют дворянское достоинство. Хорошо разбираясь в делах торговых, в экономике и финансах России, Лазарев и его семья выгодно вкладывали капиталы в шелковые мануфактуры, в горное и ювелирное дело. Они стали одними из самых богатых людей России.

Известна благотворительная деятельность семьи Лазаревых. К ней относится, в частности, основание братьями Иоакимом и Иваном Лазаревыми в Москве в 1815 году Института восточных языков, который стал носить их имя. Лазаревский институт восточных языков выпускал учителей и образованных чиновников, лиц, желавших занимать должности по армяно-григорианскому духовному управлению. С 1844 года институт стал готовить чиновников для Кавказского края, а с 1849 года получил права лицея исключительно для изучения восточных языков.

Значительное количество учителей и чиновников, окончив Лазаревский институт, успешно работали на Северном Кавказе.

Род Лазаревых оказал неоценимую услугу армянской науке, помогая и содействуя ей в выполнении ее культурно-просветительской задачи.

Первенствующим почетным членом института был католикос всех армян, а почетное попечительство принадлежало Лазаревым и переходило по праву наследования первородства по мужской линии.

В конце XIX века в специальных классах института преподавали 6 профессоров, 1 доцент и 2 преподавателя. На кафедрах словесности изучались армянский, арабский, турецко-татарский, грузинский языки; история Востока, русская словесность, практика персидских и турецких языков, восточная каллиграфия.

Директор института Г.И. Кананов, выступая с речью в честь 75-летия учебного заведения со дня образования, отметил, что со дня возникновения института репутация его постоянно росла: «Заведение становится не только одним из лучших интернатов Москвы, но добрая молва о нем достигает самых отдаленных пунктов Империи и, преступив за ея пределы, распространяется среди армянского населения Турции, Персии, Индии. Этому внутреннему благосостоянию и почетному в общественном мнении положению обязано было частное заведение Лазаревых тем особым счастьем, что 14-го октября 1834 г. оно удостоилось Высочайшаго посещения Императора Николая Павловича. Благотворным последствием этого было дарование и преимущество правительственных заведений второго разряда».

Одной из главных задач в работе института была подготовка чиновников, учителей и переводчиков для Кавказа. План подготовки кадров в окончательной форме был разработан в Комитете Министров и удостоился Высочайшего утверждения 10 мая 1948г.

В 1850 г. И. X. Лазарев лишился единственного малолетнего сына, и в безутешном горе он открывает при институте малолетнее отделение имени Ивана Христофоровича Лазарева, на содержание которого выделил 60000 руб. Стремясь увязать Институт неразрывными узами с национальной церковью навеки, по инициативе И.X.Лазарева, в устав, как одно из коренных правил, было внесено правило о том, что Верховный патриарх, католикос армянского народа есть первенствующий член Института, а епархиальные армянские епископы также почетные члены Института. Попечитель института получил по отношению к управляемому им заведению право попечителя университета и учебных округов: «Он и его помощник, стали независимыми хозяевами заведения по всем отраслям управления - учебной, административной, хозяйственной и Лазаревский институт приобретает совершенно автономное положение».

В 1867 г. Лазаревский институт посещает Император Александр II, что придает учебному заведению значительный авторитет. В честь такого знаменательного события Христофор Екимович Лазарев жертвует 10000 руб., в память о посещении Института августейшими особами, на выплату двух стипендий, предназначенных только для детей бедных русских дворян, чиновников и др.

По инициативе графа Дмитрия Андреевича Толстого, который глубоко изучил историю Лазаревского института, ходатайствовали перед императором о восстановлении специальных классов по изучению восточных языков. Эта идея была горячо поддержана товарищем министра, нередко вступавшего на место Главноначальствующего, Ивана Давыдовича Делянова (армянина по происхождению). Вскоре эти классы в 1871 г. были открыты на новых основаниях.

Лазаревский институт успешно развивался, совершенствавалась методика обучения, воспринималось все новое в общественной жизни. Примечательны поздравления в честь семидесятипятилетия авторитетного учебного заведения из Армавира, от бывшего ученика Карапета Кусикова. «Все минет, одно добро вечно. Институт живет - памятник идеи добра: празднуемое семидесятипятилетие его - торжество этой идеи. Слава заведению, память вечная основателям его!». От генерал-лейтенанта Тер-Асатурова: «Поздравляю с семидесятипятилетним юбилеем. Призываю Всевышнего в помощь на воспитание и образование доблестных слуг Царю и Отечеству. Вечная и незабвенная память основателю!».

За период существования Лазаревского института восточных языков слушали лекции о Востоке А.С. Пушкин и А.С. Грибоедов, в нем бывали В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, Н.И. Гнедич, П.А. Вяземский, выдающийся русский ученый-арменист М.И. Броссе, герой греческо-национально-освободительного движения А. Ипсиланти, великий немецкий ученый, путешественник Александр Гумбольт. 25 сентября 1829 года в актовом зале педагоги и ученики приветствовали А. Гумбольта на разных языках Востока. Он ознакомился с Лазаревским институтом и затем выступил со словами о высоком призвании ученых, о пребывании на острове Св. Лазаря (Армяно-католический монастырь на острове Св. Лазаря в Италии, основанный выдающимся армянским национальным деятелем XYIII века Мхитаром Себастаци и ставший европейским очагом армянской культуры), о приездах на остров великого поэта Джорджа Гордона Байрона, создавшего вместе с ученым монахом Авгерьяном англо-армянскую грамматику.

Лазаревский институт отличался интернациональным составом преподавателей. Как отметил А. Базиянц: «В Москве трудились на востоковедном поприще: русские - Болдырев, Петров, Корш, Миллер, Холмогоров, Трутовский, Гордлевский; украинец Крымский; армяне - Назарянц, Эмин, Лазарев, Халатянц, Мсерянц; грузины - Гургенидзе, Серебряков-Окромчеделов, Хаханов (Хаханишвили). Вот далеко неполный список».

Для дворян, игравших ключевую роль в политической жизни государства, необходимым было энциклопедическое образование. Царь Николай I, обеспокоенный неудовлетворительным положением, сложившимся в этой области, повелел создать при гимназиях особые дворянские пансионы. Большие надежды возлагались и на «Армянскую Лазаревскую гимназию», имевшую в Москве и за ее пределами репутацию высококлассного заведения. За короткий срок дворянский пансион в Армянском переулке стал одним из лучших среди школ подобного типа. Многие дворяне стремились определить своих детей в этот пансион.

Одним из учеников дворянского происхождения в пансионе был И.С. Тургенев. В зрелом возрасте он с особой теплотой вспоминал годы пребывания в этом учебном заведении. В Лазаревском пансионе он впервые испытал первые сильные литературные впечатления, определившие формирование его личности.

Основанный родом Абамелик-Лазаревых Институт восточных языков дал возможность многим представителям русской интеллигенции занять достойное место в культурной и политической жизни страны, вырастил плеяду выдающихся армянских деятелей. Он оказал свое огромное влияние на развитие образовательного уровня армянского населения Северного Кавказа.

Б.Т. Ованесов "Роль армянского населения Российской Империи в развитии Северного Кавказа", Ставрополь, 2008 г.

Top