Художественное убранство армянских церквей Армавира. Прошлое и настоящее

Религиозной жизни армянского населения Армавира всегда был присущ яркий и неповторимый колорит. До советской власти здесь существовало пять армянских церквей. Среди них сегодня сохранился лишь один действующий храм Успения Святой Богородицы, где в данный период проводятся реставрационные работы, и здание старого георгиевского храма (ныне жилой дом). В 2015 г. на месте снесенного большого храма местные армяне вместе с Ново-Нахичеванской епархией соорудили небольшую крестообразную церковь Святого Георгия из красного туфа. Росписи двух ныне существующих церквей в течение последних лет выполнены профессиональным армянским иконописцем, знатоком средневекового искусства Айком Азаряном. В нашем докладе впервые будут представлены новые фрески двух армавирских церквей.

  1. Еще 23 февраля 1839 г. командующий Кубанской линией генерал-майор Г.Х. Засс приказал переселить черкесских армян на левый берег Кубани, напротив крепости Прочный Окоп, и специально распорядился, чтобы на новом месте «не было большого стеснения, наблюдена правильность улиц, и чтобы посредине всего поселения оставлена была площадь, достаточная для построения церкви». Г.Х. Засс распорядился, чтобы храм возводился на каменном фундаменте, был покрыт железной крышей и увенчан позолоченным крестом. К сожалению, в одну из ночей 1842 г. недостроенный деревянный храм полностью сгорел. 25 августа 1861 г. вновь выстроенная кирпичная армяно-григорианская церковь была торжественно освящена Астраханским архиепископом Матевосом, получив название Верапохумн Сурб Аствацацни (Успения Святой Богородицы). А в 1887 г. завершился капитальный ремонт Успенской армянской церкви. Возможно, что только после этого старейшая в Армавире церковь приобрела свой нынешний облик, более близкий к армянской культовой архитектуре, нежели тот, который изначально был предусмотрен в проекте ее постройки. Этот храм уцелел до наших дней и действует (ул. Кирова, 7). Интерьер церкви до настоящей реставрации был украшен как росписями, так и станковыми картинами XIX в. Евангельские сюжеты представляли в основном интерпретации документально-исторической картины. Образы апостолов и святых решены в академической реалистической манере письма. Есть среди них самобытные картины-иконы, присущие армянскому церковному искусству XVII–XIX вв., выполненные неизвестными мастерами.
  2. 6 июня 1868 г. на собранные среди жителей аула пожертвования была заложена часовня, приписанная к Успенской армянской церкви. Повод строительства часовни весьма символичен. Отмечая спасение Александра II от неудачного покушения на его жизнь в Париже 25 мая 1867 г., коренные армавирцы подчеркивали свою преданность России и ее монарху. Как выглядела эта часовня, а также ее точное местонахождение, пока неизвестно.
  3. Через 20 лет после освящения Успенской армянской церкви местные армяне другого квартала решили построить в селении новую церковь. Вместо предполагавшегося молитвенного дома им удалось возвести небольшую кирпичную церковь. В 1887 г. Астраханский архиепископ Геворг Суренянц (будущий католикос Геворг V) освятил ее под именем Сурб Геворк (Святого Георгия Победоносца). Здание старой Георгиевской церкви сохранилось до наших дней (ул. Люксембург, 170). Сегодня оно используется в качестве жилого дома. Его обитатели пристройками и переделками сильно исказили первоначальный облик этого, безусловно, ценного историко-архитектурного и культурного памятника. Храм Святого Георгия Победоносца вместе с притворами в плане имеет форму четырехконечного креста и ориентирован на восток. Молитвенный зал представлял собою длинное и высокое помещение. Алтарная часть была приподнята и отделена от остальной площади алтарной преградой и занавесью. Судя по одной из старинных фотографий, где Георгиевский храм виден на втором плане, над его центральной частью на барабане возвышался небольшой купол с крестом. С юго-западной стороны к зданию примыкала невысокая двухъярусная колокольня. О росписях и картинах пока информации нет.
  4. В 1902–1904 гг. в Армавире на новом армянском кладбище (ныне это обширная территория между улицами Володарского, Шаумяна и железнодорожными линиями) была возведена еще одна кирпичная армянская церковь – Сурб Погос Петрос (Святых Павла и Петра). Сведений об этом культовом памятнике сохранилось немного. По рассказам старожилов, церковь Павла и Петра имела небольшие размеры и была выдержана в строгом стиле средневековой армянской архитектуры. Проводились здесь в основном поминальные службы. В советское время судьба храма, как, впрочем, и места вечного упокоения многих армавирцев, оказалась трагичной. В апреле 1922 г. новые власти осуществили здесь изъятие церковных ценностей. В 1931 г. на территории армянского кладбища начал работать лесопильный завод, что в 1936 г. обрекло на уничтожение бывшую кладбищенскую церковь.
  5. С конца XIX в. на фоне бурного экономического развития Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и из заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма был выдержан в стиле средневековой армянской культовой архитектуры. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. Описавший всё происходящее журналист армавирской газеты отметил: «Нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Роспись совершена окончившим Петроградскую академию художеств армянином художником Аршаком Фетфедяном. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров, из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древневосточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных Армении, в документах А. Фетваджяна был найден уникальный эскиз с образом Христа и надписью автора о перенесении рисунка на стену армавирской церкви Св. Георгия.

Большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. В 1939 г. церковь была отобрана у прихожан и разобрана для использования стройматериала (кирпича).

В дореволюционный период силуэты армянских Успенской и новой Георгиевской церквей, а также русской православной Николаевской церкви господствовали над молодым промышленным городом, играя роль выразительных символов духовности и благородства. История и культура армянского населения Армавира наглядно свидетельствует об интеграции представителей армянской общины в единое государственное пространство России при сохранении и развитии богатой и самобытной национальной культуры.

С.В. Варданян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.