Геноцид оказал сильное воздействие на менталитет армянской нации, на ее социально-психологическое поведение и духовный облик. В этом аспекте геноцид имел свои непосредственные и отдаленные последствия.
Непосредственные последствия геноцида в полной мере испытало поколение, пережившее геноцид. К этим последствиям относятся чувство постоянной угрозы своему существованию, уязвимости религиозных убеждений и национального достоинства, наконец, чувство страха перед возможной резней, которые в совокупности порождали пессимизм, неуверенность в завтрашнем днем. Однако эти же последствия стимулировали стремление армян преодолеть трудности и лишения, вызванные потерей родины, скитаниями на чужбине, достичь самоутверждения, доказать, что армянская нация достойна лучшей доли. Самоутверждение, достигаемое посредством сохранения своей этнической самобытности, языка, национальной культуры, верности своей религии - такова совокупная реакция армянской нации на геноцид, на попытку тотального уничтожения армян. В определенной степени самоутверждение подсознательно воспринимается армянской нацией как своеобразное утоление чувства мести, как ответ на историческую несправедливость. В силу этого достижения представителей армянской нации в любой сфере деятельности - политике, науке, искусстве, спорте и т.д. - воспринимаются всей нацией с нескрываемой гордостью, досматриваются в качестве доказательства самоутверждения народа.
К отдаленным последствиям геноцида относится образование нового пласта исторической памяти армянской нации. В этом пласте прочно закрепилось все, что связано с геноцидом: горечь утраты родины, кошмар пережитого, чувство чудовищной несправедливости. Свойство исторической памяти таково, что она присуща многим последующим поколениям народа, отличается стойкостью и длительностью воздействия, зачастую определяет сознательное и бессознательное поведение нации. Любое посягательство на права, достоинство, тем более – на жизнь незамедлительно пробуждает в памяти армянского народа наиболее трагические страницы его истории, связанные с геноцидом. Последнее по времени свидетельство этому - реакция армянской нации на погромы армянского населения в Азербайджане после начала карабахского движения.
К.Худавердян, Р.Саакян. Геноцид армян сквозь призму десятилетий. Ереван, 1995 г.