Яндекс.Метрика Прозападная ориентация Республики Армения. Основные стратегические задачи делегации республики на Парижской мирной конференции

Прозападная ориентация Республики Армения. Основные стратегические задачи делегации республики на Парижской мирной конференции

По окончании Первой мировой войны в мире сложилась новая политическая ситуация. На основе решений Парижской мирной конференции сформировалась новая – версальско-вашингтонская система международных отношений, в которой каждое государство стремилось занять свое стабильное место и защитить свои внешнеполитические интересы. На Парижской мирной конференции ожидалась упорная и жесткая дипломатическая борьба, поскольку ни одна из сторон не собиралась уступать территории, которые могли принести им огромную экономическую и стратегическую выгоду.
Сориентировавшись в годы войны на Антанту и активно участвуя в военных действиях, армянский народ в случае победы надеялся решить свои наболевшие вопросы. После Первой мировой войны Армения должна была правильно сориентироваться в новой политической ситуации. Республика Армения, естественно, приняла прозападную ориентацию в ожидании того, что победившие в Первой мировой войне страны Антанты по достоинству оценят вклад армянского народа и, приняв во внимание принесенные им жертвы и территориальные потери, проявят добрую волю и попытаются решить хотя бы часть вставших перед ним жизненно важных вопросов. В свете сказанного республика возлагала большие надежды на Парижскую мирную конференцию, на которую, однако, она официально не была приглашена.
Руководители стран Антанты приняли решение о том, что в конференции будут участвовать лишь страны – победители, а также страны, разорвавшие свои отношения с центральными державами. Высказав мнение союзников по вопросу об участии армян, Вудро Вильсон отметил, что «среди делегатов Мирной конференции повсюду я наблюдаю самую искреннюю и откровенную симпатию в отношении армян», но, к несчастью, «технически очень трудно обеспечить представительство политических единиц, еще не вошедших в семью государств». Затем В. Вильсон добавил, что он развернет столь активную деятельность по решению Айдата (Армянского вопроса), что это будет равносильно участию армянской делегации в работе Парижской мирной конференции. Однако такой подход, несмотря на все заверения В. Вильсона, был оскорбительным и неприемлемым для армян, «которые не могли понять, на каком основании чехи, поляки и арабы должны были получить [мандат], между тем народу, принесшему в жертву больше половины своей численности, отказано в участии в Мирной конференции».
Тем не менее правительство Республики Армения постановило отправить свою делегацию в Париж, где уже находилась западноармянская национальная делегация во главе с состоятельным армянином из Египта Погосом Нубаром-пашой. В декабре 1918 г. генерал Багратуни отправил из Баку телеграмму премьер-министру Республики Армения Ов. Качазнуни, в которой уведомлял, что А. Оганджанян из Лозанны просил телеграфировать правительству Республики Армения о том, что «страны Антанты принимают армян в качестве воюющей стороны и дают право на участие в мирной конференции... Пошлите делегатов с мандатами и необходимыми инструкциями». 11-го декабря газета «Жоговурд» опубликовала телеграмму, в силу каких-то причин добавив отсутствующее в тексте выражение «союзники признали независимость Армении». На самом деле армяне не только не были признаны воюющей стороной, но и не получили официального права на участие в конференции. Об этом свидетельствуют письма – донесения А. Агароняна от 21-го марта и 28-го июля, направленные министру иностранных дел Республики Армения. В одном из этих писем отмечается следующее: «Мы не являемся воюющей стороной. К несчастью, это убеждение, несомненно, является результатом недоразумения». Мы еще «не признаны как независимое государство, несмотря на наши жертвы и приложенные усилия».
3-го декабря 1918 г. на закрытых заседаниях парламента и правительства Республики Армения был рассмотрен вопрос о необходимости участия армянской делегации на созываемой в Париже мирной конференции и ее правомочиях. 5-го декабря Совет министров утвердил состав делегации Республики Армения под председательством А. Агароняна, в которую вошли А. Оганджанян и М. Пападжанян, а 7-го декабря премьер министр Республики Армения Ов. Качазнуни одобрил основные пункты деятельности направляемой в Париж делегации:
1. Из бывших восточноармянских и западноармянских губерний должно было быть создано государство – единая Армения.
2. В Армению войдут:
а) все земли в границах намеченного нами передела;
б) от Турции – шесть армянских вилайетов без окраинных провинций с неармянским населением и с выходом к морю;
3. Республика Армения должна иметь внутреннюю автономию и суверенитет – политический и военный. В плане внешней политики независимость Республики Армения будет ограничена лишь в той мере, в какой это будет необходимо для обеспечения ее безопасности, протекции и содействия со стороны других государств.
4. Постоянный нейтралитет Республики Армения будет обеспечен международными гарантиями.
5. Обеспечение независимости Республики Армения необходимо искать в дипломатической и военной защите одного или нескольких государств; предпочтительна протекция одного государства. Среди крупных государств предпочтительна протекция такого государства, которое в силу своего географического положения и политических тенденций свободно от территориальных устремлений и не склонно вмешиваться в нашу внутреннюю политическую жизнь.
6. Армения может иметь с соседними странами союзнические (федеративные или конфедеративные) связи. Если в союз не вступит одно из крупных государств, то условия нейтралитета и протекции остаются в силе.
7. Постараться сделать так, чтобы государства Антанты и Соединенные Штаты отправили в Ереван своих дипломатических представителей и приняли наших представителей, не ожидая окончательного определения международного положения Армении.
8. Немедленно обязать Турцию очистить территорию Закавказья в пределах границ 1914 года, передав Армении принадлежащие ей земли, боеприпасы, все железнодорожное, почтово-телеграфное и другое государственное и общественное движимое и недвижимое имущество.
9. Постараться, чтобы войска одной из дружественных нам великих держав вошли в Западную (Турецкую) Армению до формирования собственных военных сил, и дать возможность западноармянским беженцам вернуться на свои места.
10. Из представителей стран Антанты образовать особую следственную комиссию по расследованию тяжких преступлений, совершенных турецкими войсками и должностными лицами на захваченных ими армянских территориях, а также нанесенного армянскому народу ущерба. Ответственность за совершенные преступления возложить на правительство Турции, а турецкая казна должна дать обязательство о выплате компенсации за причиненный ущерб.
11. За учиненные в Западной Армении варварства призвать к ответственности членов правительства иттихад и высших должностных лиц Турции. Расходы на организацию возвращения депортированных западных армян и восстановление их хозяйства на родине возложить на Турцию. Возвращение и расселение армян будет осуществлено под контролем Армении и стран Антанты.
12. Армянам, которые являются подданными других государств, разрешить в течение определенного срока отказаться от своего прежнего подданства и принять подданство Республики Армения без обычных формальностей, на основе простой декларации.
13. Постараться немедленно получить финансовую помощь от стран Антанты.
14. Получить право на беспрепятственное перемещение в Республику Армения армянских торгово-промышленных предприятий.
15. Делегация Республики Армения является коллегиальным органом, состоящим из трех полномочных делегатов. Премьер-министр Ованес Качазнуни, Ереван, 7-ое декабря 1918 г.
Руководствуясь одобренными со стороны премьер-министра Армении Ованесом Качазнуни вышеперечисленными пунктами, армянской делегации надлежало представить и защитить на Парижской мирной конференции идею «Объединенной и независимой Армении».
На следующий день, 8-го декабря, в девять часов утра общественность Еревана в сопровождении оркестра проводила руководителя делегации Республики Армения А. Агароняна. Вместе с делегацией в Европу отправились также представители западных армян Т. Терзибашян и В. Папазян. Армянской делегации было поручено также сотрудничать с возглавляемой Погосом Нубаром-пашой делегацией западных армян с целью совместной защиты Айдата (Армянского вопроса).
При этом многие политические деятели как Республики Армения, так и Спюрка (армянской диаспоры) полагали, что на Парижской мирной конференции необходимо представить требования армянского народа о создании Великой Армении. Подобный подход подверг резкой критике Ованес Качазнуни. В лекции «Независимость Армении и наши будущие границы», с которой выступил Ов. Качазнуни перед армянской молодежью в Ереване, отстаивалась умеренная точка зрения. При этом Ов. Качазнуни отметил, что требования зарубежных армянских деятелей «неосуществимы и даже вредны с точки зрения нашего будущего. Если мы признаем границы Великой Армении, то в таком случае население нашей страны должно стать пограничным войском для защиты государственных границ».
Из данного замечания становится ясно, что премьерминистр не возлагал особых надежд на Парижскую мирную конференцию, которая, якобы, могла удовлетворить требование армянского народа о создании Великой Армении. Ов. Качазнуни полагал, что на Парижской мирной конференции делегация Республики Армения должна потребовать лишь Восточную Армению, а из Западной Армении – Баязет, Алашкерт, Басен, а также выход к Черному морю. Обсуждение данного вопроса вызвало острые разногласия, что было неизбежно в силу новой политической ситуации и политических перемен в Закавказском регионе. Обсуждения были настолько бурными, что, как отмечает начальник Главного штаба армянской армии полковник М. Зинкевич, чуть было не произошел «раскол весьма крепкой партии Дашнакцутюн».
В секретной докладной записке № 00429, отправленной 29-го декабря 1918 г. начальнику Военно-морского отдела Добровольческой армии, полковник М. Зинкевич уведомляет, что ликвидация турецкой опасности, а также резкая смена политической ситуации в регионе, обусловленная влиянием Англии, сказались и на настроении руководителей Республики Армения.
Причиной различий в позициях армянских партий послужили следующие обстоятельства:
«1. Мечты националистов о независимости, федерации, конфедерации или автономии Армении.
2. Возможность присоединения Турецкой (Западной) Армении к Российской (Восточной) Армении, с выходом к Черному или Средиземному морям.
3. Потеря веры в Россию и в восстановление последней в ближайшее время и, что их особенно пугает, возможность восстановления старых порядков, в результате которых могут повториться насилия 1914 – 1915 гг.
4. Неопределенная линия поведения англичан и французов на Кавказе, в чем армяне усматривают вероятность того, что они вовсе не считаются с Россией.
Все эти факторы в кругах политических деятелей Армении стали предметом бурных дискуссий и легли в основу принятых партиями и правительством решений».

В декабре 1918 г. полковник Лесли в секретной докладной записке, направленной «Особому совещанию», извещает, что правящей партией в парламенте Республики Армения является Армянская революционная партия Дашнакцутюн. Она разделена на два крыла. Первое крыло представляют старые дашнаки, которые придерживаются умеренной позиции и признают необходимость сотрудничества с Россией. Второе крыло – это молодые, новые дашнаки, которые являются «экстремистами и в этом отношении походят на наших большевиков. Из старых дашнаков можно назвать Ов. Качазнуни (премьер-министр), Дро (национальный герой, командир отряда), Арама-пашу (министр внутренних дел, обладающий реальной властью). Из второго крыла можно отметить Торосяна (бывший губернский комиссар, учитель)».
Как видим, в создавшихся после Первой мировой войны новых политических условиях власти Республики Армения продемонстрировали прозападную ориентацию. Они надеялись, что в войне государства Антанты оценят вклад армянского народа в дело победы и, учитывая принесенные им жертвы и территориальные потери, проявят добрую волю и постараются выполнить справедливое требование всего армянского народа о создании объединенной и независимой Армении. Хотя и Республика Армения не была приглашена на Парижскую мирную конференцию, однако она решила отправить свою делегацию в Париж, где уже находилась западноармянская национальная делегация.

Г.Петросян. Отношения Республики Армения с Россией (1918 - 1920 гг.). Ереван, 2012.

Читать еще по теме