Территория Армянского нагорья - ареал, который был заселен древним человеком и представлен памятниками, охватывающими все этапы каменного века. Самые древние следы гоминидов, населяющих Евразию, сегодня известны на территориях к югу от Кавказа, и свидетельствуют о том, что первобытный человек (Homo erectus) здесь обитал около 1,8 млн лет тому назад (Любин, 1998. С. 15-41).
Раннеземледельческие общества. Первые стационарные поселения на юго-западе Армянского нагорья (юго-восточные районы современной Турции) появляются в X—VIII тыс. до н.э. В течение двух последних десятилетий результаты раскопок ряда памятников юго-восточной Турции (Халлан Чеми, Демиркой, Гёбекли - Тепе и др.) доказали, что в X—VIII тыс. до н.э. эта территория являлась автономным и крупнейшим центром возникновения земледелия (Kozlowski, Aurenche, 2005. Р. 65-86; Neolithic in Turkey. 1999). По всей вероятности, оттуда распространились в соседние регионы нагорья земледелие и связанные с ним культурные нововведения (строительство, металлургия, гончарство и др.).
Результаты исследования памятников эпохи неолита и энеолита свидетельствуют о том, что с конца VII тыс. до н. э. производящее хозяйство в большей части нагорья выступает в качестве полностью сформировавшейся системы, основанной на использовании ресурсного потенциала одомашненной фауны и флоры. Данный производственный комплекс, базирующийся на земледельческо-скотоводческом комплексном хозяйстве, стал основой поздненеолитической - энеолитической культуры (первая половина VI-IV тыс. до н.э.) и доминировал в рамках равнинных поселений, в особенности поселений Араратской равнины (Badalyan, Lombard, Chataigner, Avetisyan, 2004. P. 399-420).
Эпоха ранней бронзы (3300-2400/2300 гг. до н.э.) на территории Армении представлена плотной сетью поселений, относящихся к «шенгавитской» или «кура-араксской» археологической культуре. Памятники шенгавитской культуры располагаются как в низменных долинах, так и на предгорных и высокогорных территориях. Равнинные памятники — это поселения, образовавшие искусственные зольные холмы. Поселения предгорных и высокогорных территорий располагаются на естественных возвышенностях, холмах, склонах гор или мысах. На всех этапах ранней бронзы известны как однослойные, двухслойные, так и многослойные памятники, что свидетельствует о том, что наряду с просуществовавшими столетиями поселениями, существовали иные, где человек не продолжал свою жизнедеятельность более 50-60 лет. Среди многочисленных памятников можно выделить крупные поселения, которые окружены меньшими поселениями-спутниками.
Носители шенгавитской культуры хоронили усопших не только на территорнии тех или иных поселений, но и на отдаленных некрополях. «Шенгавитское общество» имело достаточно сложную социальную структуру, и наряду с оседлым населением, там существовали также мобильные, время от времени переходящие из одного места на другое общины (Sagona, 1984; Археология. 1994. С. 8-57; Кушнарева, 1993. С. 51-91).
Основу хозяйства шенгавитского общества составляли поливное земледелие и пастбищное скотоводство. Среди орудий, относящихся к различным отраслям хозяйства, начинают превалировать предметы из бронзы. Наилучшими свидетельствами высокого уровня развития металлообработки являются выявленные на различных памятниках мастерские, огромное количество литейных форм для изготовления оружия, орудий и украшений.
Важное место в хозяйстве древнего населения Армении занимала торговля. Из богатых ресурсами обсидиана и меди регионов сырье экспортировалось как в Переднюю Азию, так и в различные отдаленные регионы севернее Кавказа. Более того, в юго-западных и юго-восточных регионах Армянского нагорья носители шенгавитской культуры контролировали транзитные торговые пути, что способствовало началу формирования в этих регионах поселений с признаками городской культуры.
О монументальной культовой архитектуре шенгавитской культуры свидетельствуют храмовые постройки. Это «святилища» в центральных частях поселений, которые представлены в виде комплекса структур, построенных вокруг каменных и кирпичных башен. Женские и зооморфные фигурки, подставки подковообразных очагов и сами очаги с выступами в виде голов быка и овна свидетельствуют о том, что в шенгавитском обществе был широко распространен культ «Великой Матери богов» и животных, символизирующих плодородие.
Эпоха средней бронзы (2400/ 2300-1500 гг. до н.э.) С начала третьей четверти III тыс. до н.э. в бассейне реки Араке и севернее характерны памятники «раннекурганной культуры», которые представлены в Армении исключительно погребальными сооружениями. Здесь, наряду с новыми, до того времени неизвестными материалами, еще встречается керамика и оружие, характерные для шенгавитской культуры. Основной особенностью данного периода является то, что отмечаются резкие перемены в социальной жизни обществ, заселяющих этот регион. Встречаются одиночные погребальные сооружения очень больших размеров и с богатым погребальным инвентарем.
В основной части Армянского нагорья этот переходный период перемены культурной среды закончился на рубеже XXIII—XXII вв. до н.э. Надвигается вторая волна смены древнекультурной среды, которая связана с распространением новых комплексов «триалето-ванадзорской» культуры. Самые ранние комплексы этой культуры также в основном представлены курганами. «Царские погребения» триалето-ванадзорской культуры (Карашамб, Лори Берд, Неркин Навер, Аруч), которые отличаются своей роскошью и богатством (сосуды из золота и серебра, украшения, принесенные в жертву крупный рогатый скот, лошади, дикие животные и др.), свидетельствуют о том, что в социальном ландшафте региона произошли коренные перемены, указывающие на появление зачатков ранних государственных образований.
На значительной территории нагорья малочисленные «оазисы» оседлой жизни со свойственными городской культуре элементами были окружены обществами, которые вели полукочевой образ жизни и имели достаточно развитую культуру.
Относящиеся к триалето-ванадзорской культуре предметы погребений: бронзовые оружия и украшения, посуда из драгоценного металла указывают на то, что в этот период металлообработка и торговые связи становятся на качественно новый, охватывающий большие масштабы уровень. Постепенно распространяется полихромная керамика.
С середины XVIII в. до н.э. в Армении начинается третья волна перемен культурной среды. Наряду с поздними триалето-ванадзорскими комплексами появляются новые археологические культуры (кармир-бердская, севан-арцахская, кармир-ванкская), которые характеризуют о переменах в жизни обществ эпохи средней бронзы данного региона. В отличие от предыдущего этапа, в этот период поселения встречаются во всех регионах Армении. Вместе с этим уже не встречаются богатые погребения с роскошным инвентарем, беднеет ассортимент оружий. Широко распространяется монохромная и полихромная керамика (Кушнарева. 1993. С. 92-171; Археология. 1994. С. 58 132; Kushnareva, 1997. Р. 81-149; Devedjian, 2006).
В конце XVI в. до н.э. превалируют тенденции взаимообогащения и трансформации данных культур.
Эпоха поздней бронзы - раннего железа (1500-800 гг. до н.э.). На рубеже XVI-XV вв. до н.э. территория современной Армении вновь представлена обществами, формирующими однородную культурную среду. Исследования, проведенные в рамках различных памятников, позволяют сделать вывод, что с этого времени вновь начинаются процессы развития, характерные для городских цивилизаций.
Доурартские крепости-поселения Лчашена, Двина, Мецамора, Кармир Блура по сути были многолюдными городами, которые занимали значительное пространство, были укреплены крепостными стенами и мощной цитаделью (Мартиросян, 1964. С. 81-231; Мнацаканян. 1961. С. 66-72; Деведжян. 1981. С. 25-58; Хачатрян. /975. С. 127-265). Северные границы распространения крепостей-поселений включают бассейн реки Храми, па западе граница распространения проходит у восточных подножий Мравских и Карабахских гор. Большая часть известных на данном этапе крепостей-поселений относится к периодам поздней бронзы и раннего железа («лчашен-мецаморская культура»).
Цитадель, отделенная внутри поселения крепостными стенами, монументальные постройки общественного характера внутри цитадели, скопления «царских погребений» на отдельных памятниках - все это не оставляет сомнения в том, что социальная стратификация общества достигла большого размаха. Основным характерным признаком лчашен-мецаморской культуры является развитая металлообработка. Секиры, различные типы кинжалов, бронзовые пояса, украшения из драгоценных металлов и бронзы, конские удила, телеги, боевые колесницы и т.д. являются яркими свидетельствами развитой металлургии и металлообработки.
Развитие намечается в области художественной обработки металла. Отлитые в восковых формах фигурки и скульптурные группы являются непревзойденными образцами переднеазиатской металлообработки. Эти исключительные образцы художественного металла из Лчашена, Лори-Берда. Мецамора и других памятников не оставляют сомнения в том, что начиная с ранних этапов поздней бронзы в древнейшей Армении уже фигурирует сформировавшаяся элита и элитарное искусство.
Телеги и боевые колесницы, многочисленные образцы митаннийских печатей, а также материалы, характерные для различных регионов Передней Азии, указывают на то, что лчашен-мецаморское общество активно участвовало в военно-политических действиях для установления гегемонии на Древнем Востоке в XV-XIII вв. до н.э. Среди государственных образований на территории нагорья особое место занимает Хайаса, название которого очевидно связано с названием Hayastan (Армения). Согласно надписям хеттских царей, Хайаса была страной с городами и многочисленным населением.
Серьезные сдвиги в жизни общества древнейшей Армении намечаются в первой половине XII в. до н.э. Судя по данным памятников, на территории современной Армении в отдельных районах жизнь в это время как будто останавливается. Если в Лчашене, Артике. Карашамбе были раскопаны сотни погребений XV-XIII вв. до и. э., то погребения XII в. до и. э. или более позднего периода оказались немногочисленными. Более того, раскопки Гехарота и Цахкаовита (марз Арагацотн) последних лет показали, что жизнь в рамках этих поселений началась с XV в. до н.э. и прекратилась в первой половине XII в. до н.э. По всей вероятности, население покинуло эти территории или было переселено вследствие военного давления. Примечателен тот факт, что некоторые памятники Араратской равнины (Мецамор, Двин, Шамирам и др.) доходят до больших масштабов в эпоху раннего железа (XII/XI-IX вв. до н.э.). Эти перемены, связанные с процессами урбанизации, совпадают с распространением железа: образцы оружия, выявленные в погребениях XI-IX вв. до н.э., в основном, железные. Перемены отмечаются и в социальной организации общества. С конца XIII - начала XII в. до н.э. появляются погребения «профессиональных воинов», в обществе формируется «пласт военных». В период раннего железа (XII в. до н.э.) на арену событий вступает также конница. Ярким свидетельством этого являются изображения конных воинов на поясах и больших сосудах. Именно эту военную силу и противостояние крепостей одолевали правители Вана для расширения своей власти севернее реки Араке.
Памятники эпохи Ванского царства. С формированием в IX в. до н.э. государства Урарту население Армянского нагорья вступило в новую фазу исторического развития. В результате прогресса предыдущих культур бронзового и железного веков коренное население нагорья было вовлечено в новые, цивилизационные процессы, характеризуемые появлением централизованной государственной власти и военной структуры, развитием городов и городских обществ, ирригационной системы, широким применением письменности и др. Все эти признаки наблюдались уже в конце бронзового - начале железного века (XIII—IX вв. до н.э.), когда шел процесс объединения племен Наири.
Центр нового государства, целиком занимавшего Армянское нагорье, находился в районе озеро Ван и получил свое название, как и город Ван, от названия Биайни(ли) клинообразных надписей. Хотя Ванское царство просуществовало недолго (IX - начало VI в. до н.э.), ему на некоторое время удалось стать одним из могущественнейших государств Передней Азии. Культурное влияние Урарту было особенно сильно в северной части Передней Азии. Оно далеко распространялось за пределами государства и доходило до стран Средиземноморья (Pallotino, 1958. Р. 29-52). Неоспорим также вклад Урарту в формирование культуры и искусства последующего Ахемеиидского государства (Тирацян, 1964).
За последние полвека па территории Республики Армения, Ирана и Турции (Западная Армения) изучены многочисленные урартские памятники. Основные археологические работы проведены в Восточной и Западной Армении. Начало исследованию истории и культуры Байского царства было положено в 20-30-х годах XIX в. с систематическим изучением и расшифровкой урартских клинописных надписей европейскими и русскими востоковедами (Ф. Шульц. А. Мордтман, Л. Сейс, М.В. Никольский. Н.Я. Марр, И.И. Мещанинов, К.П. Патканов и др.). Наряду с изучением урартской клинописи производились археологические раскопки в центральной части Байского царства. Столица Байского царства - Тушпа построена на восточном берегу Байского озера, на высокой скале у города Ван. Она окружена мощными стенами и башнями царя Сардури I (начало IX в. до н.э.). Исследование Байской скалы и крепости Топрах-кале (Русахинили) близ города Ван, построенной Русой 1 в 735 г. до н.э., проводили американская, немецкие археологические миссии в 70-90-х годах XIX и начала XX в. В 1911-1912 гг. и 1916 г. эти работы были продолжены И.А. Орбели и Русской археологической экспедицией, в 1938 г. - вновь американской экспедицией (Марр, Орбели, 1922; Barnett, 1950. Р. 1-43).
С 1924 г. Комитетом охраны древностей Армении во главе с академиком архитектуры А.И. Таманяном началось активное изучение урартских памятников на территории Восточной Армении. Работы велись по двум основным направлениям - изучению эпиграфических памятников и археологическому исследованию крепостей и поселений. Эти работы увенчались успехом и выявили большое количество объектов, среди которых по своей значимости выделяются Кармир-блур. Арин-берд, Нор-Баязет, Цовинар (Пиотровский, 1959. С. 7-26).
Раскопки урартского города Тейшебаини на холме Кармир-блур в 1939— 1941 гг., проводимые экспедицией Государственного Эрмитажа и Армянского филиала АН (руководитель Б.Б. Пиотровский), а затем возобновленные в 1945 г., за 17 лет систематических раскопок дали громадный археологический материал (Пиотровский, 1950; Пиотровский, 1952; Пиотровский, 1955; Оганесян. 1955). Этот город, основанный в середине VII в. до н.э. царем Русой II, являлся крупным административным центром региона. Открыты обширные кладовые для хранения продуктов земледелия и скотоводства, которые затем перерабатывались в мастерских. Найдены также многочисленные предметы ремесла: железные и бронзовые орудия и оружие, слитки бронзы, деревянные изделия, ткани и пряжа, высокохудожественные бронзовые предметы (шлемы, шиты, колчаны, чаши, предметы конского убора) с именами царей Менуа, Аргишти I, Сардури II, Русы I.
В цитадели Тейшебаини, как и в других подобных центрах Передней Азин находился хозяйственный архив с глиняными клинописными табличками.
Развалины города Эребуни находятся неподалеку от Кармир-блура, на южной окраине Еревана, на холме Арин-берд, которые стали известны археологам еще в 1894 г. благодаря находке камня со строительной надписью царя Аргишти. В 1947 и 1948 гг. кармир-блурской экспедицией на холме были предприняты разведочные работы и в 1950 г. найдены два камня с клинописями. В одной из них, принадлежащей Аргишти I, сообщалось о постройке Эребуни в 782 г. до н.э., что дало возможность при помощи клинописи, найденной на холме Арин-берд, определить точное местонахождение урартского города Эребуни. Эта надпись является также официальной датой основания столицы Армении - Еревана.
В крепости было раскопано множество монументальных сооружений - храм бога Халди, большой и малый дворец с колонным залом, так называемый храм Суси, найдены остатки росписей (Ходжаш и др., 1979. С. 54-71).
Хозяйственные помещения были огромными зернохранилищами и кладовыми для вина. К востоку от цитадели частично уцелели городские кварталы.
Крупнейшим экономическим, культурным и культовым центром Ванского царства на территории Восточной Армении был город Аргиштихинили в самом сердце Араратской долины, основанный царем Аргишти I в 772 г. до н.э. История изучения города Аргиштихинили тесно связана с возникшим в его пределах Армавиром - древней столицей Армении, о которой упоминает историк V в. Мовсес Хоренаци. В его двух цитаделях (восточной и западной) найдены клинописные надписи Аргишти I, Сардури II, Русы III. В результате археологических исследований выяснилось, что город застраивался и расширялся в течение 200 лет. Западная крепость Аргиштихинили занимала площадь в 2 га. В современном своем виде она состоит из целого ряда архитектурных сооружений, дворцового здания с большими жилыми покоями, парадноприемными помещениями, с колоннами, тремя храмами, зернохранилищами. Все сооружения окаймлены мощными крепостными стенами в два-три ряда. Мощная цепь хозяйств, ремесленные мастерские и городские кварталы располагались на сети больших и малых каналов. Аргиштихинили своей планировкой довольно схож с знаменитыми городами Ассирии и Вавилона.
В постсоветские годы также продолжаются раскопки урартских памятников. Исключительно интересные материалы дали раскопки дворца-крепости Диди-конд в Ошакаие VII в. до н.э. (Есаян, 1985; Есаян. Калантарян. 1988; Калантарян, Мелконян. Жамкочан, 2003).
Начиная с 1994 г., усилиями армяно-итальянской экспедиции исследованы многие урартские крепости в бассейне озера Севан (Biscione and others. 2002). На территории Западной Армении археологическое изучение урартских памятников возобновилось во второй половине XX в. раскопками таких крупных центров как крепость Алтын-тепе с двухэтажными крепостными стенами, храмом и дворцовыми сооружениями и фресками (Ozguc, 1961. Р. 253-290; Ozguc, 1969. Р. 256-263).
Крепостной комплекс Чавуш-тепе (Айкаберд, Сардурихинили) находится недалеко от города Ван и состоит из двух крепостей с дворцовыми, храмовыми жилыми и хозяйственными помещениями (Есаян. Килииджян. 1991; Erzen. 1979. Р. 1-15). К северу от Вана расположена крепость Аянис (Русахинили клинописной надписи) с храмовыми зданиями, украшенными рельефными изображениями. Здесь же найдены художественные предметы из бронзы, железа, серебра и золота (Cilingiroglu, 2006. Р. 135-142). Мощный крепостной ансамбль Кайали-дере (Мушская долина) был построен в конце IX в. до н.э., имел две крепости, башневидный храм, перекрытый, по мнению исследователей, двускатной крышей и украшенный фресками (Есаян. Абаджян, 1991. С. 110-121; Burney, 1966. Р. 55-111). Раскопаны также крепости, большие и малые поселения в других местах - Адильджевазе, Бастаме, Зернаки-тепе (Bilgic, Ogiin, 1967. Р. 65-112). Наряду с раскопками в Восточной и Западной Армении фортификационных и жилых сооружений раскрыты и исследованы многие культовые и погребальные сооружения - подземные, пещерные и скальные гробницы, святилища, различные помещения, вырубленные в скале каналы и др.
Эпоха Ахеменидов и античности (VI в. до н.э. - III в. н.э.). После падения Урартского государства по всей территории Армянского нагорья были созданы новые условия для развития раннеармянской культуры в период династии Ервандидов. Центром и столицей государства по-прежнему оставался древний город Ван, продолжали функционировать другие крупные урартские центры - Эребуни, Аргиштихинили - Армавир и другие, о чем свидетельствуют письменные источники и результаты археологических работ. Вскоре Армения была покорена державой Ахеменидов и оставалась в ее составе около 200 лет (VI-IV вв. до н.э.).
Армавир. Найденные в Армавире урартские надписи, а также сведения армянских историков и греческие надписи, обнаруженные у подножья Армавирского холма, результаты археологических раскопок свидетельствуют о культовом характере Армавира как в урартский период, так и последующее время (Мартиросян. 1967. С. 225, 227). В ахеменидский период Армавир представлял собой храмовый центр и крупное поселение и в конце VI в. до н.э. стал столицей армянского государства (Тирацян, 1988. С. 22). Урартская крепость, как показывают археологические раскопки, продолжала функционировать и в эллинистическое время (Карапетян, 2003. С.11).
Ван. Столица Урарту Тушпа стала первой столицей первого армянского государства, образовавшегося в VI в. до н.э. (Еремян, 1953. С. 103). В годы ахеменидского владычества Ван был главным центром XIII сатрапии, а затем объединенной Армянской сатрапии, упоминаемой Ксенофонтом. Древнеперсидская надпись Ксеркса на Ванской скале, рассказывающая о строительных работах, а также археологические находки, хранящиеся в различных музеях, свидетельствуют о том, что жизнь старого города не прекращалась (Тирацян, 1988. С. 22; Пиотровский, 1959. С. 117).
Эребуни. Раскопки крупного урартского города Эребуни выявили также послеурартский слой VI-IV вв. до н.э., с характерным археологическим материалом. Стратиграфические данные показывают, что в указанное время произошли перестройки и реконструкции прежних зданий. Результатом перестроек VI-IV вв. до н.э. являются колонный зал (ападана), Большой и Малый храм огня, храм Суси (Оганесян, 1961; Тирацян, 1960; Тирацян: 1988. С. 24-30). Особенно интересны серебряные ритоны ахеменидского времени из клада, случайно обнаруженного на территории бывших городских кварталов (Аракелян, 1971).
Наряду с перечисленными выше крупными центрами раннеармянского времени по всей территории Армянского нагорья известны памятники этого периода. На дороге из Араратской равнины в район бассейна озера Севан, около современного Казаха на холме Сары-тепе находился другой центр ахеменидского времени с архитектурным комплексом (Тирацян. 1964. С. 72-74). Большой интерес представляют изделия художественного ремесла и ювелирного дела, найденные в районе городов Ерзнка и Эрзерум (Западная Армения), ярко свидетельствующие о наследовании урартских традиций в раннеармянское время.
Изучение армянских памятников античной эпохи началось в 1880 г., когда были предприняты раскопки древней столицы - Армавира (Уваров. 1882. С. 439 449). Затем известным архитектором Т. Тораманяном исследованы памятники и собран материал о крепостях, поселениях и могильниках. В ходе археологических работ в древнем Армавире были сфотографированы и описаны греческие надписи, наземные памятники (Аракелян. Мартиросян, 1967). Большое значение для изучения гарнийской крепости и античного храма имели работы, предпринятые Русским археологическим обществом под руководством Н.Я. Марра.
Однако систематическому изучению эллинистической культуры Армении положили начало раскопки крепости Гарни в 1949 г., которая стала известна своими первоклассными памятниками и находками, характеризующими культуру первых веков н.э.: (см. рис. 332): раскопан дворцовый комплекс и обнаружен мозаичный пол античной бани, найдены обломки мраморных статуй, греческая надпись (Аракелян. 1951, 1957; Тренер, 1953).
Были проведены раскопки древнего Вагаршапата на месте современного Эчмиадзина, где был открыт античный некрополь, надгробный памятник с греческой надписью, разнообразный археологический материал, характеризующий культуру первых веков нашей эры.
В 1970 г. начались систематические раскопки Арташата (Артаксаты античных авторов), другого важнейшего центра античной Армении и ее столицы во II в. до н.э. - IV в. н.э. Основанный в 189-188 гг. до н.э. царем Арташесом I в качестве столицы объединенной Армении, он сохранял свой статус на протяжении более чем 500 лет. Раскинутый на 12 холмах и прилегающей к ним равнине, на перекрестке международных торговых путей, этот город занимал чрезвычайно удобное место как в стратегическом, так и экономическом отношениях. Город имел хорошо отлаженную систему коммунально-хозяйственных сооружений: водопроводную сеть, дренажную систему, стоки для дождевых вод, систему бань. Поражает обилие остатков архитектурных сооружений, разнообразие археологических материалов, богатство предметов искусства: остатков огромной общественной бани с мозаичным полом, мраморной скульптурой Афродиты, обломками других мраморных и бронзовых статуй, терракотовых статуэток и т.д. (Аракелян. 1976; Хачатрян. 1981. С. 116; Khachatrian, 1998. С. 143).
Среди огромного количества находок своей исключительной научной значимостью выделяется архив Арташата с 8 тыс. глиняных оттисков печатей (Хачатрян, Неверов, 2008).
Письменные источники, лапидарные надписи, а также археологические раскопки предоставляют собой довольно значительные данные о городах Западной Армении III в. до н.э.
Древнейшими городами Софено-Коммагенского царства были Самосата и Самокерта, названия которых восходят к имени коммагенского царя Сама (первая половина III в. до н.э.). Самосата стояла на Евфрате и через нее проходила дорога из Малой Азии в Армению. Об этом свидетельствуют остатки рельефов и греческих надписей (Манандян, 1954. С. 30 и далее).
О городах, связанных с именем правившего в 40-х годах III в. до н.э. царя Аршама, известно благодаря археологическим раскопкам. Город Аршамашат - античная Арсамосата (Тирацян. 1976. С. 135-138) находился на берегу реки Арацани (Восточный Евфрат) (Kcban Project 1969). С именем царя Аршама связан коммагенский город Арсамея-на-Евфрате с сохранившимися греческими надписями, рельефами эллинистического времени и т.д.
О столице Армении - городе Еруандашате (последняя четверть III в. до н.э.) сообщает историк Мовсес Хоренаци (Хоренаци, II, 49). Город был расположен у слияния реки Араке с ее левобережным притоком реки Ахурян (Аракелян. 1965) па двух террасах, опоясанный длинными крепостными степами с башнями. Особое внимание привлекает здание с контрфорсами и угловыми выступами (Арутюнян. 1955. С. 55). Четко вырисовываются улицы с развалинами домов по обеим сторонам, выделяются отдельные кварталы. Город просуществовал около 500 лет и был разрушен персами в 360 г. н.э.
В 2006 г. начались раскопки г. Тиграиакерт (I в. до н.э.) в Арцахе, построенного царем Великой Армении Тиграном II. В результате раскопок 2006-2010 гг. раскрыта часть крепостных стен цитадели, фундаменты вырубленных в скале стен укрепленного квартала, опорная стена одной из террас того же квартала, раннехристианская базилика центрального квартала и т.д. (Культурные исследования в Арцахе..., 2009).
Памятники средневековой Армении. Раскопками столицы Багратидского царства города Ани были заложены основы научного изучения памятников средневековой Армении. Анийская экспедиция во главе с выдающимся кавказоведом и арменоведом Н.Я. Марром в 1892-1917 гг. стала своеобразной школой, в которой сформировались известные в будущем ученые-арменоведы И. Орбели, Т. Тораманян, Н. Адоиц, А. Калантар и многие другие. Раскопки Ани положили начало исследованиям проблем градостроительства, развития городов и городской жизни, ремесленного производства, различных сторон городского быта, а также деятельности и значения монастырей в эпоху Средневековья (Марр, 1934).
Систематическое изучение средневековых памятников получило особый размах в конце 30-х годов XX в. В 1936 г. были предприняты раскопки раннесредневековой столицы Армении - города Двина, которые продолжаются по сен день. В результате многолетних раскопок открыты и расчищены различные гражданские и культовые сооружения, производственные постройки, обнаружен огромный археологический материал, который предоставил возможность обрисовать хронологическую картину жизни крупного городского центра всего Закавказья (Кафадарян, 1952). В Двине были высоко развиты различные ремесла - кузнечное, оружейное, ювелирное и т.д. (Калантарян, 1970; Калантарян, 1976; Калантарян, 1978).
В том же 1936 г. совместная экспедиция Армянского филиала и Государственного Эрмитажа под руководством академика И.А. Орбели предприняла раскопки крепости Амберд. Было раскопано дворцовое сооружение, баня, подземный ход. Художественные изделия из бронзы, различные виды оружия. разнообразная керамика и другой материал имеют важное значение для исследования материальной культуры всех регионов Передней Азии. Раскопки крепости Амберд были продолжены в 1963-1968 гг.
Одними из важнейших разделов и составляющих средневековой археологии Армении являются письменные источники рукописные и эпиграфические. Тома «Корпуса армянских эпиграфических надписей» и многие другие работы посвящены освещению различных сторон политической, социально-экономической жизни, правовых отношений, духовной и материальной культуры армянского народа (Свод армянских надписей. 1966-1999).
Археологическое изучение памятников средневековой Армении шло по нескольким направлениям. Раскапывались крепости и укрепленные дворцы, относящиеся к различным этапам Средневековья. Так, например, крепость «Закари берд» (III-IV вв.) выявила структуру военной стоянки эпохи Аршакидов, расположенной на линии знаменитой в древности «Царской дороги» (Асатрян Е., 2005). С точки зрения изучения фортификационных комплексов большой интерес представляют результаты раскопок дворца-крепости в селе Варденут (Арагацотн). Этот тип прямоугольного в плане и снабженного в углах мощными полукруглыми башнями сооружения было широко распространен в эпоху раннего Средневековья и зафиксирован в различных местах Армении (Кош, Ернджатап).
Классическим примером обнесенного стенами города является город-крепость Лорэ, ставший столицей маленького Ташир-Дзорагетского царства в эпоху Багратидов и сохранившего свое значение вплоть до конца XVIII в.
В селе Даштадем (X в.) раскопана знаменитая крепость с цитаделью и дворцовой церковью. Найдены армянские, греческие и арабские надписи. Раскрыты остатки производственных и коммунальных сооружений (давилен, водопровода, бассейнов и т.д.). Для городской округи столицы Ани характерны пещерные жилые и производственные комплексы, датируемые XII в. Меньшие по масштабам комплексы обнаружены на примыкающей к городской округе столицы Ани, близ монастырского комплекса Оромос, а также у современного города Спитак. Выбитые в скале архитектурные детали (колонны, арки, сводчатые потолки, ниши), а также обнаруженный археологический материал датируется IX-XVII вв.
В 1960-1990 гг. большое место уделялось исследованию монастырских комплексов и церквей как центров духовной и научной деятельности средневековой Армении. С 1966 г. раскапывается и расчищается монастырь Ваанаванк с прилегающими склепами и захоронениями сюникских владетельных князей. Раскрыта церковь Сурб Лусаворич с роскошным архитектурным декором. Особенно примечательны раскопки и расчистка древней церкви Св. Шогакат в первопрестольном Эчмиадзине, которые подтвердили достоверность сведений историка V в. Агатангелоса о том, что эта церковь была возведена в V в. на месте гибели одной из святых дев-мучениц Рипсимян.
В 1970-2005 гг. раскопаны и расчищены многочисленные памятники культовой архитектуры. Это раскопки и реставрация раннесредневекового Цицериаванка в селах Акори (Лори), Алиту (Сюник), Андаберд (НКР), Цахац-кар (Котайк), Мармашен (Ширак), монастырский комплекс Арич (Ширак) и Сурб Саркис с церковью, притвором, колокольней, общественными и жилыми комплексами (Арагацотн), Техеняц ванк (Котайк) с церквами, притворами, трапезной, галереями. В 2005 г. начались раскопки в средневековом центре Ехегис (Вайоц дзор), где было обнаружено еврейское кладбище XII—XIII вв.. свидетельствующее о жизни еврейской общины в средневековой Армении.
Всестороннее археологическое исследование средневековых памятников Армении является также основой для освещения ряда проблем материальной и духовной культуры Армении в контексте культуры всего переднеазиатского региона.
Народы и культуры. Армяне. В.А.Тишков, С.В.Чешко. Москва, 2012.