Одной из форм экономического удушения НКАО был избран подрыв сельского хозяйства области. Как уже говорилось, агропромышленный комплекс области, - как и вся ее экономика в целом, - во многом зависел, был тысячами невидимых нитей привязан к инфраструктурам АзССР. Отсутствие в области нормальных дорог заставляло пользоваться более или менее качественными объездными дорогами, но они проходили по территории соседних районов АзССР и к лету 1989 года были окончательно заблокированы местным населением под руководством расплодившихся районных отделов Народного фронта Азербайджана (НФА). Отсутствие зернохранилищ, крайне малые мощности овощехранилищ вкупе с блокадой путей сообщения приводили к большим потерям урожая.
Центральная пресса умалчивала об этих конкретных фактах, о реальной ситуации. Внимание советского читателя «переключали» с репрессий и блокады на забастовки, периодически вспыхивавшие в НКАО как раз в знак протеста против творившегося беззакония и безвластия. Между тем, вследствие блокады срывались и крупные государственные поставки из области продукции животноводства. Так, до конца 1989 года НКАО должна была послать в Грузию в счет союзной поставки 1500 тонн мяса, однако первые попытки доставить мясо туда в июне так и оказались последними вследствие блокады дорог, угроз расправой и нападениями на автотранспорт. Областное животноводство, которое давало до 45 процентов валового сельскохозяйственного продукта НКАО, было особенно уязвимо. Отсутствие в НКАО собственного производства комбикормов вкупе с блокадой их поставок в область поставило всю отрасль под удар. Ведь в НКАО существовали огромные производственные комплексы по производству свинины, говядины, птичьего мяса.
Так, например, несколько крупных хозяйств области обеспечивали свыше 40 процентов всех республиканских поставок свинины в союзные фонды. Созданные в так называемые застойные годы, эти комплексы не имели зернофуражного сырья собственного производства и, как вся экономика НКАО, были в жесткой зависимости от республиканских организаций. Эти невидимые нити экономической зависимости были под контролем Баку с самого начала противостояния. И в нужный момент эти нити были сполна задействованы. В одной из корреспонденций областной газеты в августе 1989 года говорилось о критическом положении, сложившемся в городе Мардакерте на крупном свинооткормочном комплексе (там содержалось 9 тысяч голов свиней) и о попытке районных властей получить полагающийся комбинату комбикорм с Агдамского хлебозавода. «13 автомашин, выделенных для перевозки комбинированных кормов, направились 26 июля, в сопровождении солдат внутренних войск к Агдамскому комбинату хлебопродуктов. 50 работников комбината, прекратив работу, окружили водителей и, осыпая их угрозами, велели немедленно покинуть комбинат. Более того, закрыв ворота комбината, они попытались свести счеты с водителями. Лишь вмешательство воинов помогло потушить конфликт, и машины вернулись в Мардакерт порожними».
Таким образом, в условиях блокады и речи не было о получении полагающихся хозяйствам области кормов с баз и комбинатов, расположенных исключительно в соседних азербайджанских районах. Между тем, Совет Министров АзССР категорически не давал согласия Министерству хлебопродуктов СССР на открепление фондов НКАО от АзССР и передачу их другим республикам. Ибо в Баку прекрасно понимали, что пока тянутся бесполезные переговоры, азербайджанские «плохие парни» из НФА методично разрушают экономику мятежной автономии, пользуясь подготовленной всеми предыдущими десятилетиями системой удушения области. В Москве же особо не вдавались в сложившуюся ситуацию, которая грозила не только срывом конкретных поставок, но и всеобщим хаосом в регионе. Так, руководство Совмина СССР мотивировало свой отказ решить вопрос переориентации животноводства НКАО на иные источники поставок комбикормов совершенно неубедительным аргументом: дескать, растут транспортные затраты на переброску кормов. Однако известно, что вся плановая экономика СССР была построена во многом на искусственных экономических привязках разных регионов страны друг к другу.
Вспомним хотя бы, что из выращенного в Узбекистане хлопка готовые изделия производили на фабриках российского Нечерноземья (Ивановская и некоторые другие области), Западной Украины или армянского Ленинакана. Более того, в случае с НКАО была еще одна явная передержка. Из других республик Союза в АзССР ежегодно перебрасывалось зернофуражное сырье в объеме 500 тысяч тонн для приготовления из него комбикормов. Перебрасывалось в том числе и на Агдамский хлебокомбинат, расположенный всего-то в 30 км от Степанакерта, и это считалось целесообразным. А вот переброску 14,4 тыс. тонн концентрированных кормов в НКАО госкомиссия Совмина СССР по продовольствию и закупкам считала нецелесообразной. Совершенно очевидно, что здесь был голый политический расчет: заставить карабахских армян смириться перед лицом блокады и отказаться от своих целей. Комитет Особого управления во главе с Аркадием Вольским в этом конкретном случае предпринял действенную попытку противостоять блокаде автономной области. «Благодаря его ходатайству из резерва Совмина СССР было выделено 10 тыс. тонн комбикормов, которые и были получены из Украины и Молдавии. Причем лабораторный анализ показал, что комбикорма, полученные из других регионов страны, по питательности превосходили произведенные в АзССР на 30-35 процентов, что с лихвой возмещало транспортные расходы на их доставку!».
Мелик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. М., 2009.