Находившаяся в самом сердце Восточной Армении Нахичеванская область (уезд) после вхождения в 1828 году в состав России была частью Армянской области, а затем – Эриванской губернии. Нахичевань не граничила с Турцией, ибо западнее нее находился Игдырский уезд, расположенный у подножья Большого Арарата. Уезд вместе с горой вошел в состав Российской империи вместе с другими районами Восточной Армении, которые отошли от Персии к России по Туркманчайскому договору 1828 года. А северо-западнее Игдыря была Карская область, отвоеванная Россией у османских турок в 1878 году, а в 1919-1920 гг. бывшая частью первой Армянской республики. Когда-то исключительно армянская по населению, к началу XX века Нахичевань была примерно поровну населена армянами и представителями разных мусульманских народов. В 1917 на ее территории проживало 53,9 тысяч армян, что составляло чуть более 40 процентов от общей численности населения края. Остальные чуть менее 60 процентов населения (в крае было также небольшое количество русских жителей), «мусульмане», были представлены отнюдь не только «кавказскими татарами», - как тогда называли азербайджанских тюрок, - но в очень значительной степени курдами, а также исповедующими ислам другими этническими группами - персами, цыганами.

То есть, накануне краха Российской империи армяне все еще составляли относительное большинство в Нахичеванском крае. В ходе турко-германской интервенции в Закавказье в 1918 году Нахичевань подверглась страшной этнической чистке. Десятки тысяч армян были уничтожены османской армией и местными турецкими националистами, десятки тысяч бежали за пределы области, в которой верховная власть независимой Армянской республики то падала, то восстанавливалась, поддерживаемая военными экспедициями властей. Таким образом, еще в начале XX века Нахичевань стала своеобразным «армянским Косово», где верховная власть центрального правительства была временной и весьма номинальной. Как уже было сказано выше, после советизации Армении в результате совместного нападения на нее турецкой армии с запада и Красной Армии с востока, Нахичевань была отторгнута от Армении сначала фактически, а затем и формально. По уже упоминавшемуся Московскому договору от 16 марта 1921 года, - заключенному кемалистами и большевиками и решавшему судьбу Армении за спиной самих армян, - Нахичевань образовывала особую область «под покровительством» Советского Азербайджана (который, естественно, вовсе не граничил с ней), при условии, что последний не имел права передать этот протекторат над древним армянским краем «третьей стороне».

В середине 1920-х гг. кемалистская Турция с далеко идущими намерениями произвела территориальный обмен с Ираном. Отдав последнему обширные территории в районе общей границы с Ираком, Анкара взамен получила от Тегерана гору Малый Арарат с прилегающим районом. Учитывая предыдущее приобретение Турцией по Московскому договору 1921 г. Игдырского уезда Армении, территориальный обмен с Ираном позволил Анкаре заиметь 8-километровый участок границы с Нахичеванской АССР, то есть формально с Азербайджанской ССР. Геополитическая значимость этого шага, расценивавшегося турецкими националистами как важное звено на пути продвижения к закавказским соплеменникам, в полной мере стала вполне очевидной лишь в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Об этом весьма недвусмысленно заявил многолетний властитель советского и третий президент постсоветского Азербайджана Гейдар Али Рза оглы Алиев в речи на заседании конституционной комиссии Азербайджанской Республики 14 января 1998 года. В своем заключительном выступлении под названием «Автономия Нахичевана -историческое достижение, и мы должны защищать и сохранять его», Гейдар Алиев, в частности, сказал: «Автономия Нахичевана - это историческое событие с точки зрения создания границы Нахичевана, Азербайджана с Турцией.

Это историческое событие и потому, что в то время в составе Азербайджана в Нахичеване была создана автономия, и потому, что эти границы, регулируемые теми договорами, создали между Азербайджаном и Турцией хоть и небольшую, но границу». Сравните эти слова Гейдара Алиева с его же упомянутой выше репликой о Нагорном Карабахе: «Предоставление в 1923 году автономии Нагорному Карабаху стало бедой Азербайджана, знайте это». После образования Нахичеванской АССР в составе АзССР новоиспеченные власти советско-турецкой автономии официально наложили запрет на возвращение в край беженцев-армян решениями ЦИКов Азербайджана и Нахичевана. В 1922-1926 гг. армянские беженцы из Нахичевана направляли многочисленные заявления правительствам Азербайджанской ССР и Нахичеванской АССР, однако еще 24 июня 1922 г. Председатель Совнаркома Азербайджана Мусабеков в телеграмме Совнаркому ССР Армении сообщал, что «по решению ЦИК Азербайджана запрещается массовое переселение населения в границы Азербайджана». Эти односторонние дискриминационные ограничения, принятые в первые годы существования СССР, резко снизили численность армянского населения края.

По данным переписи населения СССР 1926 года, армян в НахАССР было лишь 14,9 процента населения, в то время как «азербайджанские тюрки», в число которых были произвольно включены и иные «мусульманские» этносы, составили уже 81,4% населения. В советский период «мирное» выдавливание армян успешно продолжалось. По данным Малой Советской энциклопедии второго издания, на 1.01.1935 г. из 124 тысяч жителей НахАССР 84,5% составляли «азерб. тюрки», 10,8% - армяне. Это означает, что армян в крае на тот момент оставалось лишь 13,4 тысяч человек. Напомним, что по данным «Кавказского календаря», в 1917 в Нахичевани проживало 53,9 тысяч армян, что составляло 40% от 135-тысячного населения края. Дальнейший процесс «азербайджанизации» Нахичевани шел по нарастающей. По данным переписей населения СССР 1959, 1970 и 1979 гг., азербайджанцы составляли соответственно 90,2%, 93,7%, и 95,7%, а армяне - 6,7%, 2,9%, 1,4% от общей численности населения Нахичеванской АССР. В абсолютном значении численность армянского населения снизилась за эти 20 лет следующим образом: 1959 год – 9,5 тыс., 1970 год – 5,8 тыс., 1979 год - 3,4 тысячи человек. Весь этот процесс напоминал скорее эвакуацию, бегство. Тем более, что дело происходило в самом центре, по определению Иосифа Сталина - «колодце Армении», в юго-восточной части Араратской долины – сердца современной Армении.

Выдавливанию остатков армянского населения из Нахичевани во многом способствовало искусственное включение всей территории АССР в закрытую пограничную зону, куда въезд из других регионов, и, прежде всего, из соседней Армянской ССР допускался лишь по специально выдаваемым местной администрацией пропускам. Это при том, что из Еревана до столицы автономии, города Нахичевань (вплоть до начала 1940-х годов он назывался Нахичевань-на-Араксе), было ехать всего-то пару часов на автобусе. Информация о затруднениях, которые испытывали жители Армянской ССР при посещении Нахичеванской АССР, в перестроечные годы иногда просачивалась и на страницы центральной прессы. Так, в апреле 1987 года «Известия» опубликовали письмо «Сквозь лес шлагбаумов», в котором гражданин Р. Шиканян возмущался: «В Нахичеванской АССР мне приходится бывать часто. Приезжают и ко мне родные из тех краев. Но каждая поездка по трассе Ереван-Нахичевань вызывает обиду, недоумение. Встречает и провожает пассажиров частокол шлагбаумов, сурово-настороженные взгляды работников милиции». На заседании Политбюро ЦК КПСС от 29 февраля 1988 года, на котором был рассмотрен вопрос «О дополнительных мерах в связи с событиями в Азербайджанской и Армянской ССР», этот вопрос, кстати, также был упомянут.

Советский Генсек Михаил Горбачев, в частности, произнес в ходе заседания следующие слова. «Я Виктора Михайловича (В. Чебриков, в то время председатель КГБ СССР – прим. автора) спрашиваю: что ты там сделал с пограничной полосой? Он мне сказал, что в Нахичевани, где проходит граница, у пограничников есть своя полоса, где расположены заставы и т.д. А всю глубину пограничной зоны определяют местные органы, в данном случае республиканские. И какое решение было ими принято? Вся Нахичевань была отнесена к пограничной зоне, свободный въезд туда был запрещен. А ведь там жертвы геноцида были захоронены, там находятся все могилы. Там было 90 памятников армянской культуры, из которых один остался. И все. Никого не пускают под тем предлогом, что это пограничная зона…» Между тем, в приграничных районах АрмССР полоса отчуждения под погранзону составляла всего несколько сот метров. В той же советской части Араратской долины, что на левом берегу пограничного Аракса, сразу за выездом из «запретной» Нахичеванской автономии на территорию Армянской ССР можно было наблюдать, как колхозники работали в каких-то 200 метрах от пограничных вышек. А иностранные туристы, в том числе из западных стран, свободно посещали памятники истории, расположенные в зоне прямой видимости советско-турецкой границы. Например, монастырь Хор-Вирап, построенный над сохранившейся по сию пору подземной темницей, в которой провел долгих 13 лет заточения креститель Армении Григор Лусаворич (Григорий Просветитель). …Последние нахичеванские армяне, все еще населявшие накануне 1988-го два-три старинных села, были силой депортированы из НахАССР летом-осенью 1988 года, вскоре после начала «событий в НКАО».

Таким образом, за какие-то 60 лет пребывания в АзССР «армянское Косово» полностью лишилось своего исконного населения. Еще в советское время азербайджанские власти принялись за методичное разрушение многочисленных армянских церквей и кладбищ, которые, начиная с 1960-х гг., официально именовались в АзССР «албанскими». Не по производному от европейской Албании, конечно, а по принятому в советской исторической науке русифицированному названию древней закавказской страны «Алуанк» или «Агванк». Так называемая Кавказская Албания исчезла с политической арены и частично была ассимилирована соседними народами более тысячи лет назад, то есть задолго до появления в Закавказье кочевых тюркских племен – предков современных азербайджанцев. Азербайджанская же советская наука пыталась доказать, что АзССР является наследницей Кавказской Албании и голословно объявила все армянские памятники в АзССР «албанскими». Парадоксальным образом, объявляя армянские памятники Нахичевана «албанскими», т.е. якобы азербайджанскими, одновременно власти АзССР и НахАССР делали все, чтобы эти самые памятники уничтожить. Возникал вполне закономерный вопрос: если это культурное наследие Азербайджана, почему оно так варварски разрушается и уничтожается?

Так, летом 1975 года в городе Нахичевани под предлогом нового строительства была разрушена церковь Святой Троицы, возведенная в VII веке. По свидетельству историков, именно в этой церкви в 705 году арабские завоеватели уничтожили армянских князей (нахараров), пригласив их на встречу, а затем, заперев в церкви, подожгли ее. В октябре 1987 г. было уничтожено главное армянское кладбище Агулиса, некогда цветущего города, полностью разоренного турками в 1918-1920 гг. Было разрушено около 400 средневековых надгробных плит с более чем 100 эпитафиями, представляющими большую историко-этнографическую ценность. Потихоньку разрушались величественная церковь Святого Иоанна Крестителя (Сурб Карапет) Х века в Абракунисе, Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) ХII века в Мецоне (ныне Бадамлу) и другие. Уже в наше время, в начале 2000-х в два приема было уничтожено крупнейшее в Закавказье старинное армянское кладбище Джульфы (Джуги), с его тысячами хачкаров (крест-камней), а на месте сровненных с землей надгробий было сооружено стрельбище местной воинской части. По свидетельствам иностранных исследователей и путешественников, побывавших в Нахичеванской Автономной Республике в последние годы, практически все значимые памятники армянской истории и архитектуры в крае были окончательно разрушены, а следы варварских действий неуклюже, но усердно заметались. При Советах отсутствие реакции в стране на разрушение старых храмов еще можно было списать на всеобщую атеистическую политику Кремля. Но последние вот уже 15 лет уничтожение церквей и кладбищ, - да еще и ускоренными темпами, - происходило при полном молчании международных организаций, которые были призваны заниматься охраной памятников истории или урегулированием конфликтов в регионе. Речь идет, прежде всего, о ЮНЕСКО, а также об ОБСЕ, Совете Европы и других.

На наш взгляд, такое попустительство варварству является лишним свидетельством истинного отношения правительств «ведущих» мировых и европейских держав к гуманитарным ценностям, которые становятся объектом их пристального внимания только в случае, если это отвечает их политико-экономическим интересам в данном месте и в данное время. Таким образом, памятники истории и культуры древнего армянского края разделили участь коренных жителей Нахичевани. Между тем, властям современной Азербайджанской Республики и сегодня претят какие-либо параллели, возникающие между Нахичеванской автономией (они даже транскрибируют это название по-русски как «Нахчыван» и пытаются «протолкнуть» такую транскрипцию древнего названия в российскую печать) и чем-либо, имеющим отношение к Армении. Как уже упоминалось выше, столица Нахичеванской АССР город Нахичевань в Российской империи и в Советском Союзе вплоть до Второй мировой войны назывался Нахичевань-на-Араксе. Это было связано с тем, что в России и СССР был еще и город Нахичевань-на-Дону, основанный в Екатерининские времена армянскими переселенцами из Крыма и названный так в память об их прежней родине – Нахичевани в Армении.

Армянский город Нахичевань-на-Дону впоследствии вошел в состав города Ростов-на-Дону, будучи переименован в Пролетарский (!) район, и таким образом утратил свое историческое название. Вследствие чего отуреченная закавказская Нахичевань осталась единственным городом с таким названием. Однако действовавшая на территории РСФСР, а потом и Российской Федерации епархия Армянской Апостольской Церкви по-прежнему именовалась - «Ново-Нахичеванская и Московская». Это до сих пор вызывает раздражение в Баку. Так, по сообщению бакинского агентства «Day.Az» от 22 февраля 2008 года, председатель Верховного меджлиса НАР Васиф Талыбов направил мэру Москвы Юрию Лужкову письмо протеста в связи со строительством в российской столице здания «Ново-Нахичеванской армянской церкви». Как говорилось в том же сообщении, «кроме того, 422 телеграммы протеста и 204 факса в российскую столицу направили ученые, представители интеллигенции и русской общины Нахчыванской АР». Явным образом «возмущение трудящихся», и даже будто бы русских жителей автономии (очевидно, в основном замужних женщин), носило административно-кампанейский характер. Здесь также виден пример типичной пропагандистской фальшивки, авторы которой, отталкиваясь от заведомо искаженной информации, пытаются тем самым закамуфлировать свое истинное недовольство фактом наличия слова «Нахичеванская» в названии епархии ААЦ.

Если верить тому же сообщению «Day.Az», «как передает АПА со ссылкой на нахчыванскую прессу» (отсылка уже к третьему источнику!), заместителем мэра Москвы Валерием Виноградовым на имя председателя Верховного меджлиса НАР В. Талыбова было направлено письмо. В этом ответном письме говорилось, что название епархии Армянской Апостольской Церкви никак не связано с именем Нахичеванской Автономной Республики. Последнее утверждение как раз и показывает причину истинного недовольства властей АР: а именно факт упоминания об армянском происхождении и совсем еще недавнем характере Нахичеванского края. Не случайно, еще в 1940-х гг. с герба Нахичеванской АССР были убраны и надписи на армянском языке, которые имелись на нем по Конституционному описанию 1937 г. Таким образом, в результате почти 70-летнего беспредела Нахичевань полностью лишилась своего автохтонного населения. Автономия формально осталась, но мрачная история ее создания и скрытые десятилетия «чистки» древнего армянского края, находящегося буквально в сердце Армении, остались вне поля зрения советских людей.

Мелик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. М., 2009.