Относительно возвращения азербайджанских беженцев в НКР, как на этом настаивает Баку, хотелось бы напомнить азербайджанским руководителям, что Азербайджан поддержал политику Турции, отказавшей армянским беженцам в праве на возвращение в Карсскую область и в другие районы Западной Армении, на том основании, будто они не были «лояльны» турецкому правительству в годы Первой мировой войны, когда Оттоманская империя вела захватническую войну против России.
Сам Азербайджан не допустил возвращения в свои дома армян, изгнанных турками из Нахичевана в 1918–1920 гг. Получив по Московскому договору между Турцией и РСФСР протекторат над территорией Нахичевана, Азербайджан произвольно изменил статус края на автономию в составе Азербайджанской ССР и отказал армянским беженцам в праве на возвращение, ссылаясь на… «малоземелье», хотя на возвращение армянских беженцев настаивали центральные власти СССР.
В этих условиях двойной стандарт в отношении беженцев из Нагорного Карабаха равнозначен одобрению турецко-азербайджанской политики присвоения территорий, населенных армянами. Во всяком случае, нет никакой необходимости для возвращения беженцев азербайджанской национальности в НКР в качестве предварительного условия решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.
Совершенно очевидно, что включение азербайджанцев в качестве равноправного субъекта самоопределения Нагорного Карабаха наряду с армянским населением имеет целью помешать категорическому желанию армянского большинства не возвращаться под юрисдикцию азербайджанского государства. Очередная «новация» Азербайджана в международном праве и в международно-правовом институте самоопределения сводится к предоставлению азербайджанскому меньшинству возможности аннулировать решение армянского большинства, предоставив азербайджанцам равное с большинством право самостоятельно принимать решение о статусе, иными словами — решение меньшинства приравнять по юридической силе к решению большинства.
Другое направление действий Баку сводится к превращению армянского большинства в меньшинство. Официальные лица Азербайджана уже сейчас провозглашают будто армянское население в НКР сократилось до 50 тысяч! Нет сомнений, что азербайджанские стратеги собираются вселить в НКР азербайджанскую «общину», которая по численности превосходит бывшее меньшинство в два-три раза в силу бесконтрольной рождаемости. Напомним, что при урегулировании в бывшей Югославии сербских беженцев не возвращали в прежние места проживания, хотя их «враждебность» к согражданам не идет ни в какое сравнение с умонастроением азербайджанцев, доведенных до безумия неистовой пропагандой ненависти к армянам.
Сегодня сопредседатели МГ ОБСЕ, не учитывая эту устойчивую турецко-азербайджанскую практику, возвращение азербайджанских перемещенных лиц на свое прежнее местожительство в Нагорный Карабах считают одним из предварительных условий рассмотрения в будущем вопроса о самоопределении Нагорного Карабаха. При этом они демонстративно игнорируют судьбу армянских беженцев из Азербайджана. Получается, что выехавшие во время войны из Нагорного Карабаха порядка 35–40 тыс. азербайджанцев, которые поселились здесь преимущественно в годы советской власти, должны снова вернутся в Карабах в качестве потенциальных источников терроризма и межнациональной розни. Однако в разработанных посредниками документах ни слова не говорится о почти 500 тысячах армянских беженцах из Шаумяна, Геташена, Кировабада, Сумгаита, Баку и других районов Азербайджана. Это вызывает серьезную тревогу.
Но Азербайджан добивается не только возвращении в НКР «беженцев». Бакинским политикам нельзя отказать в изворотливости и в последовательности в достижении своих целей «если не мытьем, так катаньем». Фокус с «азербайджанской общиной» в НКР относится именно к такой практике и преследует далеко идущие цели. Это — мина замедленного действия, призванная взорвать НКР изнутри. Не случайно же азербайджанская сторона претендует на компактное проживание «беженцев» в Шуши и в ряде окрестных сел, если, конечно, их пустят обратно, да к тому же пытается связать этот район отдельной дорогой с Азербайджаном. Баку, конечно, не может рассчитывать на политическую слепоту руководителей НКР, но все же, надо полагать, надеется на своих покровителей в США и в ряде стран Европы, готовых «надавить» на армянскую сторону во имя торжества «прав человека» и «гражданских свобод».
Ссылаясь на исторические прецеденты, — отказ властей Советского Азербайджана разрешить армянам вернуться на свое историческое местожительство в Нахичеване, НКР и Армения должны категорически отвергнуть любые попытки Баку добиться возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах. Ни в коем случае нельзя допустить это! Азербайджан пытается создать в НКР «пятую колонну» с расчетом довести ее численность в районе возможного их компактного проживания до большинства населения и объявить затем о выходе из НКР и присоединении к Азербайджану. Потому Баку и ставит вопрос о строительстве дороги, которая свяжет Азербайджан с районом возможного проживания «беженцев».
Не надо забывать, что бакинские власти целенаправленно добивались увеличения численности проживавших в НКАО азербайджанцев. К 1989 г. азербайджанское меньшинство составило в процентном отношении 21,5 процента от общей численности населения области. В НКАО азербайджанцы всегда составляли национальное меньшинство, а не «общину». Такими они должны оставаться и в НКР, если и когда, повторяем, власти позволят им вернуться в Нагорный Карабах. Их расселение является исключительно прерогативой законных властей НКР. И только! Никаких уступок!
Вспомним, как руководство Советского Азербайджана вероломно нарушило решение Кавбюро ЦК РКП(б) предоставить широкую автономию армянскому населению Нагорного Карабаха и в течение двух лет противилось установлению границ автономии. Но когда бакинские власти все же вынуждены были уступить требованию вышестоящих инстанций и определили границы Нагорно-Карабахской автономной области, то за ее пределами остались обширные районы армянского Карабаха — Шаумянский, Дашкесанский, Ханларский, Джебраильский и ряд других. Кроме того, районы компактного проживания армян перекраивались таким дьявольским образом, чтобы в новообразованных регионах армянское население составляло меньшинство.
Нельзя не согласиться с теми экспертами, которые считают невозможным возвращение азербайджанцев в Нагорный Карабах, поскольку конфликт, прежде всего, имеет этнические корни; впрочем сами азербайджанцы своими зверствами исключили возможность такого возвращения: разве армяне могут забыть о тысячах человеческих жертв, резне и погромах, учиненных азерами. Такое искусственно насаждаемое соседство лишь породит очередную межнациональную рознь. Позиция НКР в вопросе возможного возвращения азербайджанцев и их местожительства должна быть непреклонной с учетом стратегических интересов Республики.
«Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике». Комментарии к документам. Том II / Д. ю. н., проф. Ю.Г. Барсегов, Москва, 2009