Архиепископ Саркис Хасан-Джалалян

Во второй половине XIX века осложнился вопрос предводителя Арцахской епархии, что в значительной мере было связано с нарушением генеалогической преемственности рода Хасан-Джалалянов. Ситуация в Арцахской епархии дестабилизировалась, в частности, после смерти митрополита Багдасара. Лео пишет: “Две известные церковные школы — Амараса и Гандзасара — были закрыты, а для открытия новых не было возможности, из-за отсутствия удобных строений”.

В период кратковременного владычества епископа Геворга Вехапетяна и следующих предводителей епархиальная жизнь оказалась в тяжелом состоянии. Обеспокоенные таким положением жители Шуши обратились к Католикосу Всех Армян Маттеосу I Константинопольскому (1858—1865) с просьбой назначить епархиальным предводителем архиепископа Саркиса Хасан-Джалаляна. В документе, адресованном Католикосу Всех Армян Геворгу IV Константинопольскому (1866—1882), высоко оценены достоинства архиепископа Саркиса Хасан-Джалаляна, наряду с примиренческими и объединительными усилиями, и в оживлении культурной жизни, в частности, в сфере школьного образования в Шуши и восстановительных работах в Гандзасарском монастыре; возродилось национально-духовное образование в Арцахе.

Авторитет архиепископа Саркиса был настолько высок в Первопрестольном Св. Эчмиадзине, что Католикос Геворг IV, озабоченный проблемами (вследствие враждебной и раскольнической политики Османской империи) западных армян, доверил ему тяжелую миссию — поездку в Константинополь (октябрь 1868 г.). Архиепископ Саркис вернулся на родину в середине 1869 г. Как следует из заявления на имя Католикоса Геворга IV, он с успехом выполнил порученную ему миссию. Об этом также свидетельствовало враждебное отношение османских властей к визиту армянского архиепископа в Константинополь. Сердечно звучат слова благодарности Католикоса Геворга IV, выраженные архиепископу Саркису по поводу его подарка – покрывала с цветочным орнаментом для письменного стола. Католикос просил отправить также ковры, паласы и покрывала для полов и новых шкафов патриаршьей резиденции в Св. Эчмиадзине. Это свидетельствует о высоком уровне ковроделия и рукодельного искусства Арцаха.

Архиепископ Саркис часть своей пенсии выделял для нужд образования подрастающего поколения. В своем прошении (июль 1876 г.) на имя Католикоса Геворга IV он просил освободить от занимаемой должности, имея в виду его прек лонный возраст и долгую болезнь, а вместо него назначить предводителя с крепким здоровьем. Жители города Шуши настолько высоко ценили достоинства архиепископа Саркиса, что предложили после его кончины “достойным памятником почтить его гробницу” в монастыре Гандзасар.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!