Так как великолепие церковных зданий зависит от значительности общины и особенно от щедрот жертвователей, то в области церковного богатства нельзя встретить у армян ничего грандиозного. Это не должно удивлять, когда мы вспомним, в каких неприглядных социальных условиях жил до настоящего времени этот народ. Следовательно, не с этой точки зрения мы хотим говорить о его церквах. Здесь могут быть затронуты только обряды и канонические обычаи армянского народа.
Обычная форма церковных зданий всегда прямоугольная. Главный алтарь неизменно обращен на восток, согласно с древним предписанием, по которому верующий во время молитвы должен был обращаться к этой стороне горизонта. Внутри церковь разделяется на четыре части, уходящие вглубь. Сначала перед вами открываются сени, которые когда-то от притвора отделяла стена, ныне замененная высокой решеткой. Там стояли кающиеся и оглашенные во время служения обедни. Там читали также положенные часы в обыкновенные дни. Сени утратили свое первобытное значение, но в память древних канонических правил сохранили решетку.
Затем начинается собственно церковь, средняя часть храма, предназначенная для всех верующих. Мужчины и женщины стоят врозь. Прежде эта часть здания была исключительно предоставлена мужчинам; женщины должны были подниматься на галереи, обнесенные густой решеткой. В наше время эти обычаи вывелись в городских церквях, но разделение полов по-прежнему в них обязательно. В некоторых торжественных случаях, на похоронах и заупокойных обеднях духовенство и певчие выступают на середину храма и поют, окруженные молящимися. Далее помещается хор, на ступень выше общего уровня и отделенный, во всю ширину церкви, решеткой по пояс. Духовенство и певчие, разделенные на две группы, помещаются справа и слева, чтобы попеременно петь псалмы и песнопения.
Самая дальняя часть церкви образует возвышение, к которому ведут две боковые лестницы в четыре или пять ступеней. Посреди и ниже апсиды вздымается главный алтарь, состоящий из одной колонны и мраморного стола, освященных Святым Миром. Главный алтарь стоит посредине, оставляя вокруг себя свободное пространство. К нему ведут ступени, уставленные паникадилами и разными украшениями. Выше, как бы господствуя над всем окружающим, помещается святая икона, неизменно с изображением Богоматери с Младенцем. В исключительных случаях ее заменяют в праздник Воскресения Христова и Животворящего Креста иконами, относящимися к торжеству этого дня.
Если бы поступали согласно с народными преданиями, церкви должны были быть увенчаны куполами и колокольнями; но вплоть до самого последнего времени те и другие были запрещены турками, и лишь недавно они стали менее строги в этом отношении. И все же нельзя давать волю своей фантазии в области церковного зодчества без особого на то разрешения султана. Форма куполов узкая, с уходящим ввысь барабаном, напоминающим головной убор, так называемый клобук безбрачного духовенства. Что особенно поражает посещающих армянскую церковь иностранцев, это ее суровая простота, столь резко противоположная изобилию блестящей мишуры и позолоты греко-православных церквей. Образа в армянских церквах или вовсе отсутствуют, или редки, помещаясь только на алтарях.
Есть только один-единственный алтарь, где служится ежедневная обедня. Два боковые алтаря, обыкновенно устраиваемые в приделах, служат только для украшения храма. В больших базиликах они строятся с той целью, чтобы в них в иные дни в году можно было отправлять службу; но в подобных случаях главный алтарь остается свободным. Когда хотят служить несколько обеден, должны пристраивать в средней части храма приделы, образующие как бы отдельные церкви. Впрочем, стараются не умножать число обеден в один и тот же день. Приделы исполняют иное назначение, а именно: празднования памяти святых, во имя которых они сооружены. Так, церкви в Галате и Гумгапу в Константинополе образуют каждая три тесно сплоченных здания, безусловно сходные между собой. Такой тип церковного строительства выбран с тем расчетом, чтобы вместить толпы верующих, еще недавно населявших эти кварталы, но так как в настоящее время они обезлюдели, то число обеден низведено до наименьшей нормы. Впрочем, давно уже не соблюдается самое правило служения ежедневной обедни. Литургические каноны воспрещали служить обедню только в течение пяти дней каждой недели Великого Поста и Арачаворац. Ныне тот же обычай ограничен субботой и воскресеньем, а также праздничными днями в больших церквах. Еще реже служится обедня в сельских приходах. Но повсеместно строго соблюдается ежедневное чтение часов.
Каждая церковь должна иметь две ризницы: та, в которую ведут двери из правой части здания, служит помещением для купели, другая, примыкающая к левой, предназначена для хранения облачения и утвари, употребляемых при богослужении. Престол епархиального епископа имеется только в кафедральных соборах. Помещаясь при входе на хоры, слева от алтаря, это не что иное, как скромное сиденье, на одну или две ступени выше уровня пола церкви. Балдахином он увенчан только в патриарших церквах и кафедральных соборах больших епархий. К услугам духовенства нет ни стульев, ни скамеек, и оно располагается прямо на коврах или подушках. То же и для верующих, которые слушают службу стоя, хотя в армянских церквах Турции вошло в обычай подражать духовенству. Но в самое последнее время в Константинополе и больших городах стал распространяться обычай пользоваться скамьями. Этот пример, без сомнения, не замедлит встретить подражание и в других местах. Церкви неизменно предшествует двор, вокруг которого возвышаются помещения, предназначенные для причта. Здесь, прежде всего, имеется комната, называемая бнкал, где происходит продажа восковых свечей и где принимаются подаяния от прихожан. Да лее расположены помещения совета эфории и приходской канцелярии. Затем идут комнаты священников, главного настоятеля храма и младшего причта. В той же церковной ограде обыкновенно помещается приходская церковь. В углу двора водоем и отхожие места для публики. Все эти постройки непременно обнесены стеной, образующей ограду. Церковь со службами находится в исключительном владении общины или прихода.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.