Согласно Степаносу Таронеци Асогику, при Армянском Католикосе Анании I Мокаци в Армении процветала церковная жизнь, и во многих местах строились монастыри. Вместе с тем, армянский историк с тревогой упоминает о проникновении и разрушительных действиях халкидонитства в Армении, что было связано с религиозной политикой Византийской империи. Анания Мокаци повелевает вновь крестить всех тех, которых заставили принять крещение по халкидонитскому обряду. Его очень беспокоило известие о том, что халкидонитство угрожало также “Алуанскому” патриаршеству. В 949 г. Католикос Анания I Мокаци отправился в Арцах, где его встретили набожный и благочестивый князь Григор вместе с епископами, монахами-отшельниками и другими представителями духовенства.

Князь Григор, оказывая гостеприимство Католикосу Анания, одновременно приказал всем главным князьям, собраться в Хачене. Из списка участников собрания состоявщегося в Гандзасарском монастыре следует, что в избрании “Алуанского” патриарха участвовали лишь представители епархий правобережья Куры. На Гандзасарском соборе был дан ответ, что халкидонитство не укоренилось в епархиях “Алуанского” патриаршества и, в особенности, Восточных краях Армении, которые были едины с Армянской Апостольской Церковью. Собор показал, что Гандзасарский монастырь уже в X веке приобрел важное значение в церковных делах Армении.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009