Прежде чем говорить о ранних хачкарах, следует остановиться на их предшественниках — на раннесредневековых круглых или восьмигранных колоннах, или квадратных в сечении столбах с врезанными в них крестами и увенчанных свободно поставленными объемными крестами. Древнейшие хачкары (IX-X вв.) можно связать именно с такими раннесредневековыми мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.
Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ариче, Талине, Мрене; относятся они к V-VII вв. На их кубических основаниях — базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров. Таково, например, основание столба в Ариче; равноконечный крест с широкими ветвями, с шишками на концах, в центре представлен процветшим: две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста.
В основе своей это именно тот рисунок, который получил развитие в IX-X вв. и последующее время. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту. Тот же рисунок — на постаменте столбца в Талине с той разницей, что у креста расширены лишь концы, а полупальметты более развиты и по высоте достигают верхушек поперечных ветвей креста (верх его не сохранился). На некоторых других постаментах столбов крестов нет, глубоко вырезаны лишь симметрично расположенные пары пальметок, между ними помещен цветок, как бы заменяющий крест.
Но нередко равноконечные кресты с сильно расширяющимися концами врезаны наверхуквадратных в сечении столбов. Такие столбы сохранились в Талине, Катнахпюре, Аруче, Иринде. Примером может служить столб высотой 1,64 м, шириной 0,48 м в с. Катнахпюр. Столб обрамлен плоскими 3/4-ными колонками. На лицевой стороне посередине проходит вертикальный стержень, завершенный кругом с четырехравноконечным крестом. На другой стороне — такой же крест в круге завершает аналогичный стержень, опирающийся на трехступенчатый стилобат.
Но крест на стержне занимает лишь верхнюю часть столба, а остальная часть заполнена широко извивающимся стеблем с ответвляющимися гроздьями винограда. Сверху на столбе имеется большое углубление, куда, вероятно, вставлялся крест, типа упомянутого выше свободного объемного креста в Двине.
Аналогичный мотив широко вьющейся лозы с ответвляющимися вниз тяжелыми гроздьями винограда и виноградным листом — на надгробном столбе, стоящем в Иринде близ храма VII в. Квадратный в плане столб приблизительно того же размера, что и столб в Катнахпюре (выс. Не полная 1,60 м, шир. 0,44 м), также обрамленный 3/4-ными колонками. На одной из его сторон в нижней части помещено дерево с кроной в виде розетки и ответвляющимися вверх и вниз двумя стеблями (с плодами на конце), а верхняя занята фигурой человека в фас в длиннополой одежде.
Голова, очертания которой сильно стерты, — на высокой шее. Венчался столб, вероятно, также крестом. На боковых сторонах, как и на столбе в Катнахпюре — вьющаяся лоза. От другого аналогичного надгробного столба в Иринде же сохранилась лишь нижняя его часть. Столб также обрамлен 3/4-ными колонками. На одной из сторон внизу помещена мужская фигура в фас, в сарафане (верхняя часть фигуры не сохранилась), под фигурой — розетка. Надругой стороне — широко извивающаяся лоза, произрастающая из зародыша в виде розетки в круге, с тяжелыми гроздьями винограда и виноградным листом.
Три надгробных столба, также квадратные в сечении, носят более определенно архитектурный характер. Один из них стоит на холме в селе Акунк (Гезлу) (выс. 1,74 м, шир. 0,48 м) (рис. 1). Три стороны его обрамлены 3/4-ными колонками; на боковых сторонах вдоль посередине протянут желобок, который вверху соединен с колонками двойными арочками. Лицевая сторона, не обрамленная колонками, занята простым, слегка удлиненным четырехконечным крестом с немного расширяющимися концами на впалом фоне. Крест поставлен на стилобат (сильно стерся, число ступеней неясно). Сверху столб имеет углубление диаметром 17 см, куда, может быть, вставлялся свободный крест типа двинского.
Другой «архитектурный» столб-крест, лежащий среди архитектурных фрагментов около храма VII в. в Аруче, сохранился на полную высоту (выс. 1,54 м, шир. 0,66 и 0,57 см) (рис. 2). Каждая сторона столба состоит из трех полуколонок равной ширины. Крайние соединены подковообразной арочкой сложного профиля; внутри арочки помещен четырехконечный крест на подставке, опирающейся на среднюю полуколонку. Такой же столб с крестом под подковообразной арочкой, соединяющей две полуколонки, вставлен в стену дома в Талине.
Наконец, отметим раннесредневековый столб в Агараке, плоскости которого заняты сильно вытянутым (соответственно пропорциям столба) крестом с расширенными концами на четырехступенчатом высоком стилобате; над ним помещен малый крест с резко расширенными концами. Все эти столпообразные памятники с крестом в сущности однотипны. Они были, по-видимому, широко распространены в раннесредневековой Армении. Один из них в Акунке (Талинский р-он) представляет собой как бы переходную форму — от мемориального столба к хачкару в виде стелы.
Но для нашей темы важнее тот факт, что на такого рода столбах или колоннах водружали и свободные кресты (объемные). Кресты эти большей частью крупны по размеру и выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья и вполне отвечали постановке таких крестов на высоких колоннах или столбах, что требовало определенной обобщенности форм креста. Прекрасными примерами могут служить два больших креста V-VI вв. из раскопок Двина и крест из Джрвежа. Один из двинских крестов — процветший, высота его — 2,06 м. (рис. 3). Оба креста очень пластичны: они обработаны глубоко врезанными тягами; также глубоко врезаны плавно и изящно изгибающиеся в сторону креста листья пальметт, произрастающие из нижней оконечности креста; конец верхнего Листа загнут завитком в противоположную сторону. Не менее интересен аналогичный свободный крест, венчавший колонну на высоком семиступенчатом стилобате, открытый на кладбище в Джрвеже; лишь по размерам (выс. 1,20 м, шир. 0,67 м) он меньше двинского.
Архаичные по своему характеру эти кресты находят себе немало близких аналогий среди памятников V-VII вв. — среди орнаментики Текорского храма, Пемзашена и других. Очень близки двинским многие фрагменты, найденные при раскопках Болнисского Сиона и поблизости от него — на Ламази Гора (Грузия). Именно от таких свободных (объемных) крестов и ведут начало собственно хачкары, т. е. кресты на стелах. В этом убеждают достаточно полные параллели только что приведенному процветшему кресту V-VII вв. из Двина — хачкар в Ацарате 898 г., почти идентичный по рисунку двинскому свободному кресту, очень лаконичный и лишенный каких-либо дополнительных украшений, а также хачкар X в. из Ани (с датой 401 г) (рис. 4).
Эта архаическая форма мемориального памятника в виде колонны или четырехгранного столба с водруженным на нем свободным (объемным) крестом удержалась в Армении, по-видимому, до IX-X вв., в чем убеждает такого рода столб (сам крест наверху не сохранился) в Ардви (Туманянский р-н), на одной из сторон которого вырезаны один под другим три креста с развитыми «почками» в виде трилистников. Форма крестов — не ранее X в. Таковы предшественники собственно хачкаров-стел.
А.Л. Якобсон. Армянские Хачкары. Ереван, 1986