У армян духовенство не считается неограниченным властелином и собственником Церкви. Поскольку последняя есть установление, она - достояние верующих в той же степени, как и служителей алтаря. В силу этого принципа и вне совершения таинств, для какового необходимо посвящение, в церковном управлении ничего не предпринимается без содействия светского элемента. Участие этого последнего в делах Церкви прежде всего заявляет о себе избранием священнослужителей. Женатый священник избирается приходской общиной, либо правильной подачей голосов или присутствием налицо всех избирателей.

Духовный совет с епископом во главе рассматривает все данные кандидата и к посвящению приступают тогда только, когда опрошено мнение совета. Епископ не может по своей собственной инициативе посвящать в священника, но он может отказать в этом, если доказано, что кандидат не соответствует всем каноническим постановлениям.

Что касается безбрачных священников, они набираются среди молодых людей, подготовленных к священству в монастырях. Их кандидатура зависит от настоятеля и капитула, но посвящение в дьяконы или в иереи требует разрешения того патриаршества, которому подчинены монастырские учреждения. Светский элемент остается в стороне от этого.

Избрание ординарных глав епархий принадлежит в Турции епархиальным советам, в которых шесть седьмых составляют миряне и только одна седьмая – духовные лица. Таково предписание древнего и общего канона Церкви. Между тем русское Положение, не исключая участия светских лиц, оставляет за Императором Всероссийским их окончательное утверждение после представления католикосом двух кандидатов. Если бы принимали в расчет аналогию, какая существует между избранием католикоса и епископов, то выбор кандидатов должны были бы предоставить уполномоченным от епархии. Ибо избрание католикоса находится в ведении выборного собрания, составленного из начальствующих духовных лиц и уполномоченных от мирян, назначенных всеми епархиями сообща. В этом вотуме принимают также участие восемь членов синода и семь старейших членов Эчмиадзинской конгрегации. Утверждение католикоса предоставлено Императору Всероссийскому, который выбирает одного из двух кандидатов, представленных собранием.

Патриархи Константинопольский и Иерусалимский выбираются народным собранием столицы, в котором шесть седьмых членов принадлежит светскому элементу. Сисский и Ахтамарский католикосы избираются выборными советами, составленными наполовину из мирян. Таким образом, из этих примеров видно, насколько влияние этих последних преобладает при назначениях духовных лиц. Не менее действенно участие мирян в церковных делах. Хотя оно и облекается в различные формы, сообразно законам и обычаям стран, в которых живут армяне, тем не менее, везде остается неприкосновенным господствующий принцип участия мирян. В Турции каждая Церковь управляется эфорией, всецело составленной из мирян, выбранных приходом. На эфорию возложено управление Церковью, заведование школой и внутренними делами общины. Деятельность эфории контролируется епархиальным советом, составленным из мирян и имеющим значение фискального органа. Русское правительство допускает существование эфоров, но епархиальные советы оно упразднило. Полномочия этих последних перешли к синоду и консисториям, составленным из духовных лиц.

Рассмотрим теперь, в какой мере светский элемент участвует в общем управлении народными делами. Это последнее, как известно, возникло вместе с Церковью, но в 1860 году оно подверглось преобразованию вслед за изданием Сахманадрутюна (конституция), одобренного турецким правительством в 1863 году. В силу этой конституции высшее управление делами вверено народному собранию, облеченному законодательной и контролирующей властью, и двум советам, духовному и гражданскому, которым присвоена исполнительная власть и которые помогают патриарху в его административных функциях. Эти советы, в свою очередь, пользуются содействием нескольких комиссий, учрежденных, чтобы заниматься, каждая особо, вопросами, касающимися споров между супругами, народным просвещением, заведованием финансами, завещаниями, монастырями и центральным органом благотворительности, или армянским народным госпиталем. Народное собрание состоит из ста сорока членов, среди которых шесть седьмых – миряне, избранные голосованием. В гражданском совете участвуют четырнадцать мирян, а в духовном – столько же духовных лиц всех степеней, безбрачных или женатых.

Что же касается обоих советов, они выбираются непосредственно собранием; слитые воедино, они образуют смешанный совет, простирающий свои полномочия на все отрасли управления. Духовные дела зависят от духовного совета; другие, как то финансы и народное просвещение, от гражданского. Оба действуют порознь. Каждая комиссия состоит из семи членов; те, которые заведуют обучением, имущественной частью и госпиталем, или центральным органом благотворительности, всецело составлены из мирян; в тех же комиссиях, которые заведуют завещаниями и монастырями, они лишь имеют большинство.

Комиссия, ведающая судебными делами, состоит из восьми членов, половину которых составляют миряне. Полномочия собрания сводятся, главным образом, к избранию патриархов и советов, вотуму бюджета и текущих расходов, выработке специальных регламентов и устранению конфликтов между органами власти и всяких возникающих осложнений. Добавим мимоходом, что конституция армянского народа выработала прямой налог, которым обложено каждое частное лицо, занимающее обеспеченное положение, и что право голосования обусловлено взносом этого налога. Суммы, полученные таким образом, поступают в патриаршую казну. В Турции епархиальное управление в точности воспроизводит центральное управление патриаршества. Оно меняется сообразно значению и размерам епархий. Число членов общих епархиальных советов колеблется в пределах от двадцати одного до семидесяти, не превышая шести седьмых от мирян. Так же обстоит дело в советах и комиссиях; и потому мы считаем излишним входить в подробности.

В России светский элемент не имеет никакого контроля в управлении епархиями. Синод католикоса и епархиальная консистория, где участвуют только духовные лица, в российской части Армянской Церкви наделены строго духовными полномочиями. Императорское правительство не остановилось ни перед какими мерами, чтобы удалить своих подданных от участия в высшем управлении церковными установлениями. Русское правительство не сочло нужным наделить армян преимуществами, которые были им даны турецкими султанами.

Епархии Египта, Румынии и Болгарии, зависимые от Константинопольского патриаршества, усвоили себе административные формы этого последнего в тех пределах, в каких они совместимы с законами страны. Епархии Персии, Европы и Америки, подчиненные Эчмиадзинскому престолу, сообразуются с кавказскими обычаями. Из всего вышеизложенного следует вывод, что из всех христианских исповеданий Армянская Церковь – та, в которой наиболее ярко и правдиво торжествует демократический дух. Армянской Церкви чужда священническая замкнутость, столь гибельная для полного единения, которое должно царить между Церковью и верующими, между пастырем и паствой.

Эта традиция участия светского элемента в делах Церкви восходит к первым временам ее истории и коренится в самых плодотворных источниках христианства. Так, постановления народных соборов неизменно свидетельствуют, что когда-то государи и сатрапы, а вслед за ними именитые граждане и уполномоченные, словом, представители народа, никогда не переставали заседать в соборах рядом с епископами и учеными богословами. Мы видим из этих постановлений, что представители народа принимают деятельное участие во всех прениях, касающихся вероучения и дисциплины, и ставят свои подписи во всех канонических постановлениях как действительные члены соборов. Этот принцип, имеющий за собой такую глубокую давность, и теперь еще сохраняет всю свою силу в обычаях армянского народа, и им-то оправдывается присутствие мирян в совещательных собраниях Церкви. Отводя этому элементу широкое место в своем управлении, Церковь отвратила две опасности, угрожающие Западной Церкви, из коих одна называется клерикализмом, а другая – религиозным индифферентизмом.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.