Деятельность композитора Александра Спендиарова в Крыму

Вековая дружба между армянским и русским народами нашла отражение в искусстве. Настоящим символом армяно-русских музыкальных связей является композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель Александр Афанасьевич Спендиаров (Спендиарян, 1871–1928). Классик армянской музыки, он был учеником Н.А. Римского-Корсакова. Трудно переоценить роль последнего в творческой судьбе А.А. Спендиарова. В своей автобиографии А.А. Спендиаров напишет: «…мечты мои осуществились: в большом волнении весной 1896 г. я предстал перед Николаем Андреевичем с кипой своих работ, просмотрев которые, Н.А. признал во мне наличие всех данных для посвящения себя самым серьезным занятиям композицией и выразил согласие стать моим учителем. Великую радость и несказанное удовлетворение испытал я — и только с тех пор уверовал в свои силы». Кстати, Н.А. Римский-Корсаков очень высоко ценил творчество своего талантливого ученика. А портрет учителя долгие годы висел в просторном кабинете А.А. Спендиарова.

Прошли годы… В ночь с 7 на 8 июня 1908 г. Н.А. Римский-Корсаков скончался. Его смерть глубоко потрясла А.А. Спендиарова. Под впечатлением от безвозвратной потери армянский композитор сочиняет «Траурную прелюдию на смерть Римского-Корсакова», премьера которой состоялась ровно через месяц после кончины его учителя. В Ялте 10 июля 1908 г. был организован симфонический вечер, посвященный памяти Н.А. Римского-Корсакова, в программу которого были включены только его произведения. Перед началом концерта дирижер Антон Эйхенвальд предложил почтить память скончавшегося композитора вставанием, после чего впервые была исполнена проникнутая строгим настроением «Траурная прелюдия на смерть Римского-Корсакова» А.А. Спендиарова.

3 июля 1901 г. А.А. Спендиаров с семьей переезжает в Ялту — в дом № 3 по улице Екатерининской: начинается ялтинский период творческой деятельности музыканта, который длился до 1916 г. и был весьма бурным, активным и плодотворным. Именно в Ялте состоялись встречи и дружба с Чеховым, Горьким, Шаляпиным, Глазуновым, Лядовым, Кюи, Аренским, Блюменфельдом и другими представителями русской культуры. Многие ялтинские старожилы рассказывали, что видели «Чехова, Горького и Спендиарова прогуливающимися в хорошую погоду по набережной. Чехов посередине, Горький и Спендиаров с двух сторон».

Результатом творческого содружества с Максимом Горьким стало создание в 1902 г. баллады «Рыбак и фея» для баса с сопровождением симфонического оркестра (op. 7), которую композитор посвятил М. Горькому. Премьера состоялась 21 апреля в Ялте, в зале Общественного собрания во время концерта известного пианиста А.Б. Гольденвейзера. Аккомпанировал ему автор музыки. А в 1911 г. А.А. Спендиаров сочиняет мелодекламацию «Эдельвейс» (op. 21, № 2) на текст одноименного стихотворения в прозе из пьесы М. Горького «Дачники». В 1910 г. на текст монолога Сони из пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова композитор сочиняет мелодекламацию с сопровождением оркестра «Мы отдыхаем», премьера которой состоялась 4 февраля 1910 г. в Городском театре Новикова, во время мероприятия, посвященного 50-летию со дня рождения А.П. Чехова, в исполнении И. Мальской и А.А. Спендиарова и имела громадный успех. «С удивительной чуткостью г-н Спендиаров переложил на музыку чеховские стоны. Струны рояля тихо плакали и вторили музыке надежд бедной Сони “Мы отдыхаем”…». И неслучайно в 1912 г. за этот опус композитор удостоился премии имени Глинки.

В Ялте А.А. Спендиаров сочинил многие из своих лучших произведений, которые принесли автору мировую славу. Здесь же состоялись премьеры многих опусов композитора. В 1903 г. композитор создает первую серию «Крымских эскизов», которую посвятил памяти своего соотечественника, всемирно известного художника-мариниста И.К. Айвазовского. 4 сентября в Ялте, в городском саду, во время бенефиса симфонического оркестра состоялась премьера «Крымской сюиты» А.А. Спендиарова, которая имела огромный успех. Кстати, именно в Ялте композитор активно занимался собиранием и изучением музыкального фольклора местных народов, записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. Ровно 110 лет назад в письме, адресованном Г.А. Меликенцову, от 7 июня 1905 г. А.А. Спендиаров пишет: «В конце мая я закончил симфоническую картину для большого оркестра на стихотворение Лермонтова “Три пальмы”. Пока не услышу ее в оркестре, не берусь о ней судить. Размеров моя симфоническая картина довольно солидных: около 100 страниц партитуры. Продолжительность исполнения — 20 минут». В оркестровку А.А. Спендиаров впервые включил бас-кларнет и контрафагот. Премьера симфонической картины «Три пальмы» (op. 10) состоялась 25 августа 1905 г. под управлением автора.

О петербургской премьере «Трех пальм», которая состоялась 2 марта 1906 г. под управлением автора и восхитила слушателей своей свежестью и мелодичностью, тонкой гармонией и оркестровкой, композитор в своей автобиографии написал: «Сочинение это было не только весьма сочувственно принято публикой, но удостоилось лестного одобрения больших музыкальных авторитетов — Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова и др., принявших меня с этого времени в свою семью». Кстати, Н.А. Римскому-Корсакову особенно понравился эпизод прибытия и ухода каравана с сопровождением колокольчиков, которые он в шутку назвал «спендиарофоном», а также заключительная мелодия гобоя под сурдинку. 27 ноября 1908 г. «Три пальмы» удостоились премии имени Глинки.

Среди ялтинских опусов композитора выделяются симфонические произведения: «Концертный вальс» для оркестра (op. 18, 1907) и сюита для симфонического оркестра «Крымские эскизы» (2-я серия, op. 23, 1912), вокально-симфонические произведения: элегия «Несжатая полоса» (op. 8, 1902, сл. Николая Некрасова) для смешанного хора и баса-соло с сопровождением оркестра, романс «Озимандия» (op. 12, № 4, 1904, сл. Перси Биши Шелли, рус. пер. Константина Бальмонта), легенда «Бэда-проповедник» для контральто с оркестром (op. 19, 1907, сл. Якова Полонского, премия имени Глинки, 1910), героическая песня «Туда, туда – на поле чести» (op. 24, 1914, сл. А.А. Спендиарова, навеянные эпилогом романа основоположника новой армянской литературы и нового литературного языка Хачатура Абовяна «Раны Армении») и концертная ария «К Армении» (op. 27, 1915, сл. Ованеса Ованесяна, рус. пер. Константина Бальмонта).

Среди вокальных произведений знаменательны вокальный квартет «Ветка Палестины» (1901, сл. Михаила Лермонтова) для смешанных голосов с сопровождением оркестра и кантата «Памяти В.В. Стасова» (op. 16, 1907, сл. Владимира Лихачева) для хора с сопровождением фортепиано, а также вокальные сочинения с сопровождением фортепиано, в том числе написанные в 1906 г. на стихи Афанасия Фета: «Веселись о сердце-птичка», «Только встречу улыбку твою» и «Песнь Гафиза», «Восточная легенда» (1906, сл. Самуила Маршака) и т.д. Именно в Крыму, в Севастополе, состоялся дебют Спендиаровадирижера: 6 июня 1902 г. в городском театре состоялся симфонический концерт В.С. Терентьева при участии А.А. Спендиарова. В 1-м отделении прозвучала «Концертная увертюра» А.А. Спендиарова под управлением автора. За дебютом последовали многочисленные выступления А.А. Спендиарова в качестве дирижера, а позже, уже после переезда в Армению, А.А. Спендиаров активно участвует в создании Армянского симфонического оркестра. Кстати, в Ялте А.А. Спендиаров развернул и активную общественную деятельность: под его председательством здесь было учреждено Армянское благотворительное общество, он всемерно способствовал организации музыкальной и концертной жизни этого курортного города.

В 1924 г. А.А. Спендиаров переезжает на родину — в Армению, где спустя несколько лет, 7 мая 1928 г., внезапно и безвременно прервался творческий полет композитора, ушедшего из жизни в полном расцвете сил. Прошло 87 лет со дня смерти великого композитора, но он продолжает оставаться одним из немеркнущих символов армяно-русских музыкальных связей. Об этом свидетельствует Дом-музей музыкальной культуры имени Александра Спендиарова в Ялте, памятник — бронзовое полуфигурное изображение (1971, скульптор – А. Карапетян), ялтинская детская музыкальная школа имени А.А. Спендиарова и одна из названных в его честь улиц города.

А.Г. Асатрян.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.

Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.