В силу различных социально-экономических и геополитических факторов, у армянского народа в XVII-XVIII вв. не было своей государственности. В результате длительных ирано-турецких войн Армения оказалась разделенной на две части. Западная Армения входила в состав Турции, а Восточная с центром в Ереване была подвластна Ирану. Кроме того, армяне составляли значительную часть населения Нагорного Карабаха; немало их проживало в городах Азербайджана (Шемахе, Дербенте, Тебризе, Ардебиле), а также в Грузии. Тысячи армян, добровольно покинувших родину или насильно переселенных, жили в Иране, Индии, России, Польше, в ряде государств Западной Европы. Среди переселенцев были богатейшие купцы, которые торговали со всеми странами Европы и Азии, от Швеции до островов Малайского архипелага.

Восточноармянские земли, подвластные Ирану, входили в состав Ереванского, Нахичеванского и Макинского ханств. Западная Армения была разделена на несколько пашалыков — крупных административных единиц, управляемых пашами, с центрами в городах Ване, Эрзруме и др.

На армянской земле наряду с коренным населением проживали многочисленные курдские и тюркские племена, а также оседлое турецкое и азербайджанское население. Знать кочевых племен владела лучшими землями, в кормление ей отдавались деревни и города с армянским населением.

Несмотря на отсутствие своего национального государства, армянский народ вел длительную, то усиливавшуюся, то затухавшую борьбу за освобождение от гнета иранских шахов, турецких султанов и местных ханов. Если во время антифеодальных выступлений армянских крестьян и городской бедноты феодальная верхушка армянского общества становилась, как правило, на сторону своих иранских, турецких и азербайджанских собратьев, то в национально-освободительной борьбе интересы верхов и низов населения Армении до некоторой степени совпадали. Хотя шахи оказывали покровительство армянскому духовенству, купечеству и части светских феодалов (медикам Карабаха), все эти привилегированные общественные группы не были уравнены в правах с мусульманскими феодалами. Католикос жил в Восточной Армении, в Эчмиадзине, а значительная часть его паствы находилась в турецких пределах.

Несмотря на мир между Ираном и Турцией, султан старался затруднить сношения главы церкви с западными армянами. Обычно это делалось с целью получения с католикоса денег.Армянское духовенство, купцы и светские феодалы стремились к независимости Армении. Не видя реальной возможности достигнуть ее собственными силами, эти группы армянского общества надеялись на помощь извне. В Эчмиадзине (по другим сведениям – в Ереване) в 1677-1678 гг. происходило тайное совещание, в котором участвовали католикос и ряд видных его представителей. Одним из активных участников этого совещания был совсем молодой тогда дворянин Исраэл Ори, вошедший в армянскую историю, как один из наиболее активных борцов за восстановление армянской государственности, наряду с Иосифом Эмином, Давид – беком, Андраником Озаняном и др.

Исраэл Ори родился в 1658 г. в городе Сисиан. Он был сыном армянского мелика Исраэла – одного из самых влиятельных армянских аристократов. В молодости Исраэл Ори стал членом делегации из семи человек, отправленной католикосом Акопом IVв поисках зарубежной помощи для освобождения армян из-под иноземного гнёта. Делегация при поддержке грузинского царя Георгия XI в 1678 г. прибыла в Константинополь (Стамбул). После смерти католикоса план поиска зарубежной помощи был отброшен, но Ори решил выполнить миссию самостоятельно, и посетил Венецию, Париж и Вену. Он вступил в армию короля Людовика XIV и вошёл в контакт с высшими политическими кругами Франции, постоянно поднимая вопрос об освобождении армян, но встретил холодное безразличие.

В 1695 г. Исраэл Ори поселился в Дюссельдорфе, где установил контакт с пфальцским курфюрстом Иоганном Вильгельмом. Надеясь, что армянский вопрос может стать предметом рассмотрения в высших политических кругах Европы, курфюрст дал Ори рекомендательные письма к императору Австрии и правителю Тосканы, однако из-за того, что Ори не мог доказать, что его заявления действительно выражают мнение большинства армян, они не были приняты во внимание. По совету Иоганна Вильгельма Ори отправился в Армению, чтобы получить документы, которые могли бы быть приняты к рассмотрению в Европе.

В 1699 г. Ори, вместе с меликом Сафразом, собрал в Ангехакоте на тайную встречу одиннадцать сюникских меликов, где было принято официальное решение обратиться за военной помощью к европейским державам. В 1700 г. Исраэл Ори встретился с австрийским императором Леопольдом I, который сказал ему, что для успеха такого плана ключевую роль играет поддержка России. Не добившись результатов в Германии и Австрии, в 1701 г. Ори отправился в Москву.

Исраэл Ори был первым, кто решил для освобождения Армении ориентироваться на Россию. В Москве Ори встретился с царем Петром Iи передал ему письмо сюникских меликов, в котором говорилось: «У нас нет иной надежды, кроме как на Бога и на вашу страну». Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлек к себе симпатии императорского двора. В документе, написанном по поручению князя Г. Потемкина, он характеризовался как муж отличного разума и дарований. Тем временем, в 1704 г. Ори встретился с папой Климентом XI, который обещал ему поддержку.

Ори предложил России следующий план: для освобождения Грузии и Армении: нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехотинцев. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское мореиз Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах и крепостях и т. д. Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна,  чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 г., после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии, с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём.

Когда Ори прибыл в Ширван– ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахеон повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 г. он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 г. Исраэл Ори неожиданно умер в Астрахани.

Следует отметить, что надежды, возлагаемые Ори на Российское государство, имели важное значение в истории освободительного движения армянского народа – с этого времени в армянских политических кругах окончательно утвердилась пророссийская ориентация.

Ю.Н. Коновалова, Эдинбург, Великобритания

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.  Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. город Пятигорск