20 февраля 1988 года на внеочередной сессии Областной Совет народных депутатов НКАО двадцатого созыва принял решение ходатайствовать о выводе Карабаха из состава Азербайджанской ССР и его включении в состав Армянской ССР. В то же время Совет НКАО обратился в Верховный Совет СССР за утверждением своего решение.

13 июня 1988 года Верховный Совет Азербайджанской ССР отклонил обращение Совета народных депутатов НКАО. После этого, 15-го июня 1988 года, Верховный Совет Армянской ССР одобрил ходатайство НКАО и обратился к советскому правительству с просьбой разрешить этот вопрос. В ответ на мирное требование Областного Совета Народных Депутатов обсудить и решить вопрос вывода НКАО из состава Азербайджанской ССР и включения его в состав Армянской ССР, что не являлось односторонним проявлением сепаратизма, а политическим процессом, начатым в полном соответствии с действующими законами СССР и нормами международного права, власти Азербайджанской ССР воспользовались неоднозначной позицией советского руководства для начала беспощадной медиа-кампании с целью дискредитации процесса и перевода его в русло межэтнического конфликта.

Впоследствии, с 1988-1992 гг., вместо того, чтобы попытаться найти мирное решение данного вопроса, на всей территории Азербайджана были спровоцированы насилие, массовые убийства и насильственная депортация армян.

В июля 1988 года Европейский Парламент принял резолюцию “О ситуации в Советской Армении”, в которой, “учитывая исторический статус автономного региона Нагорного Карабаха (80% которого составляют армяне) как части Армении, произвольным решением включенной в состав Азербайджана в 1923 году, а также массовые убийства армян в азербайджанском городе Сумгаит, имевшие место в феврале 1988 года”, осудил насилие против армян, происходящее на территории Азербайджана, и поддержал требование карабахских армян о воссоединении с Армянской Советской Социалистической Республикой. Европейский Парламент также призвал Верховный Совет СССР изучить компромиссные предложения армянских делегатов, предлагающих временно перевести Карабах под руководство центральной московской администрации, временно присоединить Карабах к РСФСР или перевести под юрисдикцию “президентской региональной администрации”.

18 июля 1988 года Верховный Совет СССР, ссылаясь на статью 78 Конституции СССР от 7 октября 1977 года (в которой запрещались какие-либо территориальные изменения в союзной республике без согласия последней), решил оставить НКАО в составе Азербайджанской ССР. Постановлением ЦК КПСС от 24 марта 1988 года и согласно дальнейшим исполнительным директивам правительства, был назначен уполномоченный представитель Москвы в НКАО.

Имея цель урегулировать создавшееся положение, 20 января 1989 года Верховный Совет создал в НКАО особый орган – Комитет особого управления (КОУ), подчинявшийся непосредственно высшим органам государственной власти СССР. Таким образом, центральное правительство подтвердило неспособность Азербайджана осуществлять формальный контроль над территорией НКАО. В результате все управление экономикой, местными органами власти, культурными и учебными заведениями НКАО было передано в ведение соответствующих органов РСФСР и Армянской ССР.

К концу 1989 года НКАО вышла из административного подчинения Азербайджана и де-факто – из состава Азербайджанской ССР. 19 июля 1989 года Сенат США принял резолюцию под названием “Содействие США мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы на основе волеизъявления народа Советской Армении”.

Летом 1989 года уполномоченные представители народа Нагорного Карабаха сформировали Национальный Совет. 19 ноября 1989 года Сенат США в своей совместной резолюции № 178, заявил о своей поддержке справедливого решения нагорно-карабахской проблемы. “…Ввиду того, что 80% армянского большинства, проживающего в Нагорно-Карабахской Автономной Области, выражает право на самоопределение и свободу выбора (…) содействовать в ходе двусторонних обсуждений с Советским Союзом справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которое действительно отражало бы взгляды народа этой области”.

28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР упразднил Комитет особого управления НКАО, а 15 января 1990 года решил заменить его на “Республиканский оргкомитет” (оргком) Азербайджанской ССР. 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял резолюцию, призывающую к воссоединению Армянской ССР и Нагорно-Карабахской Автономной Области.

23 ноября 1991 года Верховный Совет Республики Азербайджан, уже провозгласившей свою независимость от СССР, принял закон “Об упразднении Нагорно-Карабахской Автономной Области”. Закон также предписывал переименование некоторых армянских городов, в том числе Степанакерта, что являлось нарушением международной практики, поскольку в подобных случаях требуется выяснение мнения местного населения через референдум. Таким образом, своими действиями Азербайджан нарушил собственный закон от 16 июня 1981 года, принятый для регулирования отношений между Азербайджанской ССР и НКАО. Данный закон также запрещал нарушение границ НКАО без согласия последней.

28-го ноября 1991 года Комитет конституционного надзора СССР признал неконституционным постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года “О мерах по стабилизации обстановки в НКАО”, равно как и решение Азербайджана от 23 ноября 1991 года об упразднении НКАО. Также было отменено постановление Верховного Совета Армянской ССР от 1 декабря 1989 года “О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха”. Таким образом, это решение восстановило статус Нагорного Карабаха, каким он был до 1988 года.

Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014