О правах и обязанностях духовных лиц в Армянской церкви

Права и обязанности, соединенные с каждой иерархической степенью и со степенями священства, организованы в порядке децентрализации. Каждая степень пользуется неограниченной, действительной полномочностью в границах отведенной ему области, полномочностью, обусловленной контролем высшей власти. Контроль производится во всех случаях, когда низший священнослужитель ощущает потребность в разъяснениях или советах по поводу какого-либо сомнения, или для разрешения затруднения; когда обращение делается неизбежным вследствие иностранного вмешательства в дела Армянской Церкви, или когда высшее духовное лицо находит необходимым вмешаться по мотивам общего характера или чтобы предотвратить злоупотребления. Право апеллировать присвоено всем степеням. Епископ есть глава и обычный администратор своей епархии с широкими полномочиями относительно связанных с нею дел и функций.

Если постоянный глава епархии не более как архимандрит, он может разрешать посвящение в сан, но сам совершать его не может. Сан арачнорда (прелата) носят без исключения все главы епархии, будь то епископы или архимандриты. Прелат пользуется неограниченной властью над духовенством, которое обращается к нему за разрешениями и руководством. Прелат обсуждает в духовном совете брачные дела с тем, однако, ограничением, что он не имеет права давать развод. Он дает разрешение на отдельное жительство супругов с соизволения высшего духовного начальника.

Патриарх Иерусалимский – страж Святых Мест или, лучше сказать, святынь, которыми там владеют армяне. Он настоятель общины Святых Иаковов (Србоц Акобианц), которой вверена охрана иерусалимских святынь. Армян в ведении Иерусалимского патриархата немного, и они образуют лишь небольшие общины, рассеянные в епархиях Иерусалима, Яффы, Бейрута и Дамаска, хотя и не организованные наподобие епархий. Константинопольский патриарх в качестве главы всего армянского народа Турции управляет шестидесятью пятью епархиями. Его духовный авторитет простирается на сорок пять епархий. Константинопольская епархия совпадает в своих границах с чертою префектуры Константинополя. Прелаты на всех степенях иерархии выполняют свои функции при содействии советов, духовного и светского, или церковного и гражданского. Они ограничиваются приведением в исполнение постановлений этих советов или же в иных случаях применением общих правил; в известных случаях те же прелаты присваивают себе власть.

На архипастырей возложено наблюдение над приходскими Церквями; но то, что в других местах обозначают названием прав, связанных с отправлением обязанностей священнослужителя, есть достояние всех священников. Каждая армянская семья на Востоке имеет своего присяжного духовника – танереца, или цухатера, выбранного ею самою; он в то же время исполняет в ней обязанности священника. Разрешение на обручение и венчание выдается епархиальным прелатом. Отправление церковных служб устанавливается с общего согласия архипастырем и собранием, состоящим из мирян, избранных народным голосованием. Это совещательное собрание правит приходом, равно как и его церквями и школами, и иными установлениями, преследующими общественную пользу. При совершении таинства покаяния, или исповеди, система нарочитого дозволения и ограничений в Восточной Армянской Церкви всецело обходится.

В былые времена во всяком тесно сплоченном приходе служили и совершали требы священники каждой из Церквей, сгруппированные в сообщество. Сборы с прихожан и милостыня сосредоточивались все в одной общей кассе, затем распределялись пропорционально между архипастырями, священниками, диаконами и клириками, или младшим причтом. Этот обычай уже давно отошел в область преданий, особенно в городах; ныне же каждое армянское семейство имеет своего постоянного священника, который состоит в том же приходе.

Права и обязанности, присвоенные исключительно католикосам, состоят в посвящении епископов и освящении Святого Мира. Посвящение происходит в связи с потребностями, что же касается Святого Мира, оно освящается через промежуток от трех до пяти лет. Его изготовляют в количестве, достаточном для нужд всех приходов. Это состав, в основу которого входит кипяченое масло с примесью бальзама и эссенции, извлеченной из сорока видов растений, и душистого клея. В него добавляют около литра Святого Мира, оставленного от прежде заготовленного, с той целью, чтобы каждый раз в новое Миро входила известная доля от того, что было когда-то заготовлено впервые и по преданию освящено Христом Спасителем, а затем привезено в Армению Апостолами. Если этот факт и не доказан исторически, все же нельзя не согласиться, что предание полно глубокого смысла. Это исключительное право освящения и благословения присвоено также католикосам Сисскому и Ахтамарскому в пределах подведомственных им округов. Патриархи Иерусалимский и Константинопольский подобной привилегией не обладают. Посвящение и Святое Миро они получают от верховного патриаршего престола в Эчмиадзине. Но они сохраняют за собою право представлять кандидатов в епископы.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!